Слайд 2На тему:
категория маски
в художественном мире А.Чехова
Слайд 3Автор: Сакович Татьяна
Руководитель: Нурпеисова Н.Я
Слайд 4Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе
категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П.
Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций.
Слайд 5 Научная новизна предпринятого исследования состоит в попытке самостоятельного анализа
структуры персонажей, функций маски в тексте.
Основная цель исследования в научной
работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
Слайд 6Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе
категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П.
Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций.
Слайд 7Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей
в художественном мире А.П. Чехова.
Материалы и результаты научной работы могут
быть использованы в школьной практике анализа литературного произведения, анализа индивидуального стиля автора; на основе научного исследования может быть разработан факультативный курс «Категория маски в художественном мире А.П. Чехова». Это определяет практическую значимость исследования.
Слайд 8Исследовательские задачи:
изучить теоретический материал по проблемам художественной антропологии;
изучить понятие «маска»
с точки зрения психологии и литературоведения;
исследовать ролевое поведение образов-персонажей в
произведениях А.П. Чехова, проанализировать принципы создания автором маски героя;
определить функции маски в художественных текстах А.П. Чехова; обозначить направление эволюции образа-персонажа.
Слайд 9
В процессе работы над научным проектом
мы будем придерживаться следующей
точки зрения:
Тема – это фундамент художественного творения, то, что положено
в основу произведения
Слайд 10
Company Logo
классификационное описание;
типологический анализ;
целостный анализ.
Методы исследования:
Слайд 11Антропологическая природа художественного мира обнаруживается и проявляется в художественном тексте
прежде всего через авторское присутствие и через образы-персонажи.
Слайд 12и внутренний (характер, мысли, чувства и переживания персонажа, его мироотношение).
В
целом в структуре персонажа различаются два плана: внешний (именные номинации,
портрет, формы поведения персонажа)
Слайд 13
Все имена, которые участвуют в назывании персонажа и
способствуют осмыслению образа, составляют антропонимическое пространство персонажа
Литературовед В.В.
Савельева выделяет такие типы портретных описаний, в которых преобладает:
1) экстериоризация (когда художник вписывает персонажа в окружающий мир – предметно-бытовой или природный);
2) интериоризация (когда художник углубляется во внутреннюю жизнь человеческого «я» персонажа).
Слайд 14Большую роль в портретных описаниях играет деталь. Это могут быть
детали цветовые, телесные, детали поведения, мимические и жестовые детали, звуковые,
костюмные.
Толстый и Тонкий
Слайд 15
Большую роль в портретных описаниях играет деталь.
1
2
. Одежда выдает
пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и
даже мировоззрение.
3
Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма.
В женских портретах часто присутствует указание на змеиное, кошачье, беличье, голубиное, лебединое, коровье, ланье обличье.
Слайд 16Телесные характеристики составляют важнейшую часть портрета персонажа, в который входят
описания конституции (телосложения), признаков пола и возраста, цветовая гамма (цвета
волос, глаз, кожи), анатомические признаки (длина рук, ног, форма головы, рост), дефекты и уродства (хромой, одноглазый, горбатый), следы ран и болезней. Телесные уродства изменяют естественный вид человеческого тела, при этом человек осложняет свою жизнь опытом самоощущений своего собственного тела.
Слайд 17В персонажной сфере наблюдается явление повторяемости, обусловленное жанрово-родовой, стилевой принадлежностью
художественного произведения, в результате выделяются типы персонажей. Однако типология персонажей,
в отличие от структуры образа-персонажа, в литературоведении мало разработана.
Слайд 18В.Е. Хализев отмечает, что существуют своего рода литературные «сверхтипы»
надэпохальные
интернациональные
Слайд 19Понятие «маска» в художественной антропологии
Лицо – это обычное, каждодневное,
изменчивое, телесное «я» человека.
Лик – это проявление во внутреннем
и временами во внешнем облике человека присущего ему духовного начала, лика добра или лика зла.
Слайд 20КАТЕГОРИЯ МАСКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ
А.П. ЧЕХОВА
Маска в ранних рассказах
А.П. Чехова
Слайд 21В рассказе «Хамелеон» повествуется о полицейском надзирателе, с легкостью меняющем
свои маски. Например, полагая, что Хрюкина укусила собака
Слайд 22В рассказе «Толстый и тонкий» происходит встреча двух приятелей.
При
этом, как только тонкий узнает, что его старый товарищ занимает
более высокое социальное положение, сразу надевает маску подобострастия.
Маска тонкого проявляется в выражении лица, положении тела, речевом поведении. Лицемерие героя в произведении комически преувеличивается: вместе с ним перед толстым, добившимся высокого социального положения, заискивают все члены семьи
Слайд 23В рассказе «Маска» описывается ситуация, когда люди согласно правилам появления
на бал-маскараде надевают маски. Однако слово маска в рассказе приобретает
и другое значение. В самый разгар веселья некто в костюме кучера и черной маске устаивает в читальне клуба дебош, возмутивший городскую интеллигенцию
Слайд 24Итак, мы пришли к выводам:
маска в ранних рассказах Чехова –
это, в первую очередь, речевое поведение персонажа, а также его
мимика, жесты, поступки;
маска выполняет защитную функцию: неуверенные в себе мелкие чиновники подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников;
герой, пребывающий в маске холопа, не эволюционирует;
маска становится доминантой лица персонажа. Маска разоблачает героев, измельчавших душой. Поэтому тема «маленького человека» в ранних рассказах Чехова воспринимается как тема лицемерного обывателя, готового к добровольному рабству;
в рассказах о мелких чиновниках момент добровольного надевания маски раба или смены масок является самым комичным, однако, в целом пафос произведений драматический.
Слайд 25Маска в зрелом творчестве А.П. Чехова
Слайд 26В рассказе «Ионыч» главный герой постепенно теряет человеческие качества, закрываясь
от мира маской равнодушия, которая все плотнее и плотнее прирастает
к его лицу.
Оберегая себя от душевных тревог и боясь неприятных ситуаций, Старцев начинает избегать тесных отношений с людьми: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко»
Надев маску равнодушия, Старцев обрекает себя на одиночество и заполняет пустоту в жизни материальными предметами
Слайд 27В рассказе «Дама с собачкой», в отличие от «Ионыча», эволюция
главного героя совершается от маски к лицу-лику.
В начале рассказа
охладелость Гурова – это маска безличностного отношения к жизни, шаблонно-внешнего ее восприятия.
После расставания с Анной Сергеевной Гуров еще продолжает носить маску, но теперь он ощущает ее, тяготится ею.
Слайд 28Название рассказа «Попрыгунья» выявляет в характере главной героини основные черты:
неестественность, непостоянство, неустойчивость.
Героиня постоянно выбирает такую точку зрения, в
которой обыкновенное выглядит как необыкновенное
Слайд 29Итак, в ходе работы над подразделом мы пришли к выводам:
в
зрелых рассказах Чехова маска является результатом постепенного изменения психики человека.
Маска полностью преображает персонажа, определяя его поведенческий репертуар, мимику, жесты, образ мыслей.
маска выполняет защитную (ограждает от тревог и волнений) и компенсирующую функции (заполнение душевной пустоты материальными ценностями, мимолетными развлечениями, поиском талантов);
наличие поведенческой маски у героя Чехова ограничивает его развитие. Герой, пребывающий в маске, совершает бег на месте. Эволюция героя идет от лица к маске (Ионыч), от маски к лицу-лику (Гуров), от маски к лицу (Ольга Ивановна);
появление или исчезновение маски происходит не явно: о преображении персонажа может свидетельствовать его реплика; дистанцированный повтор, звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения; детали (мимическая, жестовая, звуковая).
Слайд 30ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маска в художественном мире А.П. Чехова – своеобразная личина, в
которой герой ранних рассказов:
защищается (неуверенные в себе мелкие чиновники
подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников);
герой рассказов зрелого периода:
закрывается от окружающего мира (Ионыч),
приспосабливается, компенсируя отсутствие истинных чувств (Гуров),
преображается, создает иллюзию значительности, скрывая свою внутреннюю пустоту (Ольга Ивановна).
3. В ранних рассказах на лицах персонажей появляется одна и та же маска добровольного холопа.
В зрелых рассказах Чехова у героев разнотипные личины: маска равнодушного, маска циника, маска ценительницы талантов.
4. В ранних рассказах появление маски происходит мгновенно, что создает комический эффект.
5. Персонаж, пребывающий в маске, совершает бег на месте.
Герои ранних рассказов не эволюционируют.
Эволюция героев поздних рассказов совершается по-разному: от живого лица к маске (Ионыч), от маски циника к просветленному лику-лицу (Гуров), от одухотворенной маски к «гадкому» лицу (Анна Сергеевна)