Слайд 1Роман М.Ю. Лермонтова
Мотивы лирики и проблематика
Гречишкина Г.А..
Слайд 2Цель урока
Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».
Слайд 31. Вступительное слово учителя
Роман «Герой нашего времени» написан
М.Ю. Лермонтовым
в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные
мотивы творчества писателя:
мотив свободы и воли;
мотив одиночества;
мотив трагизма любви и дружбы;
мотив трагедии поколения;
мотив высокого назначения писателя, поэта.
Слайд 42. Литературно-тематическое исследование.
Мотив свободы и воли в лирике
М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»
Мотив свободы и воли
Стихотворение
«Прощай, немытая Россия». Побег
лирического героя «за стену Кавказа».
Комментированное чтение
Действие романа также происходит
на Кавказе: Печорин покидает
центральную Россию в поисках
личной независимости и духовной
свободы.
Комментированное чтение
эпизодов
Слайд 53. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам
мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?
2. Какое
средство художественной выразительности помогает раскрыть свободолюбивый, вольнолюбивый нрав Печорина?
Слайд 6Ключ к литературоведческим загадкам
1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ»
и др.
2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и
выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»
Слайд 74. Литературно-тематическое исследование.
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
и романе «Герой нашего времени».
Мотив
одиночества
Мотив одиночества
пронизывает
всю лирику
поэта. Комментированное
чтение стихотворения
«Выхожу один я на дорогу».
Увидеть одиночество
лирического героя
Этот мотив отчетливо звучит
в романе. Печорин одинок.
Комментированное чтение
эпизодов. Раскрыть
индивидуализм Печорина
Слайд 85. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и
к роману «Герой нашего времени»
Предложите свои варианты
иллюстраций к данным
произведениям…
Помогает
ли иллюстрация
раскрыть идею произведения?
Слайд 96. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить
мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?
2. Какой
художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?
Слайд 10Ключ к литературоведческим загадкам
1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с
звездою говорит», «спит земля» и др.
2. Психологический портрет – «самокритика»:
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»
Слайд 117. Литературно-тематическое исследование.
Мотив трагизма любви и дружбы в
лирике
М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего
времени»
Мотив трагизма
любви и дружбы
Разочарование лирического
героя в любви и дружбе
показано в стихотворении
«Благодарность».
Комментированное чтение
Печорин обречен на
трагическую развязку любви,
дружбы.
Комментированное
чтение эпизодов
Слайд 128. Иллюстрация к роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»
Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть
«художественную дуэль»
Печорина с
Грушницким?
Обсуждение вопроса.
Слайд 139. Литературоведческие загадки
1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы,
жизни в стихотворении «Благодарность»?
2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви,
дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?
Слайд 14Ключ к литературоведческим загадкам
1. Анафора или единоначатие:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было
странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда
приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не
стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что
они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое
влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить
женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я
чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре…
но с кем?...»
Слайд 15 10. Литературно-тематическое исследование.
Мотив трагедии поколения в лирике
М.Ю. Лермонтова и
в романе «Герой нашего времени»
Мотив трагедии
поколения
Истоки трагедии поколения.
Анализ стихотворения
«Дума»
Трагедия
личности –
трагедия поколения.
Анализ главы «Фаталист»
Слайд 1611. Литературоведческие загадки
1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова
«Дума»?
2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость
образа Печорина?
Слайд 17Ключ к литературоведческим загадкам
1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения.
2.
Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а
головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Слайд 1812. Литературно-тематическое исследование.
Мотив высокого назначения писателя, поэта
в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе
«Герой нашего времени»
Мотив
высокого
назначения писателя, поэта
Один из важнейших философских
аспектов лирики Лермонтова –
осмысление миссии поэта.
Анализ стихотворения «Поэт»
Исследование «истории души
человеческой». Анализ предисловия
к главе «Журнал Печорина»
Слайд 1913. Литературоведческие загадки
1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение
«Поэт» на развернутом сравнении?
2. Какие слова являются ключевыми в романе
«Герой нашего времени»?
Слайд 20Ключ к литературоведческим загадкам
1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого
сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие,
верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе.
2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Слайд 2114. Художественно-творческое задание.
Определите, к каким произведениям созданы
эти
иллюстрации? Каких героев Вы узнали?
Слайд 2215. Заключительное слово учителя
Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова
неразрывно связаны
между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в
прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.
Слайд 2316. Домашнее задание
Выразите письменно собственную
мысль (на свободную тему) в
стихотворной и прозаической формах.