Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
С.А. Есенин
«Черёмуха»
Слайд 2Росла за горой, за
пригорочком,
Сосёнка с под - при-
сосёночком.
Речевая разминка
Слайд 3Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для
себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий
мир весенней природы.
Слайд 5Сергей Александрович
Есенин
(1895 – 1925)
Слайд 6Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье
простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал
за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.
Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.
Слайд 7С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами
уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима,
аукает", "С добрым утром", "Белая береза".
И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.
Слайд 9Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда
пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Докажите, что в загадке
описывается черемуха.
Слайд 10В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на
тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают
ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
Слайд 14 Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;
•
Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;
• Сияет
в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.
• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.
• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.
• Волна гремучая – вода громко журчит.
• Обдает – брызги воды достигают дерева.
• Под кручею – под обрывом.
Слайд 16-Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.
- Какое настроение
хотел передать нам Есенин?
ликующее
восторженное
шутливое
печальное
весёлое
праздничное
радостное
спокойное
грустное
мечтательное
Слайд 17изумление
спокойствие
радость
сожаление
восторг
печаль
ликование
грусть
Какие чувства возникли в вашем сердце?
Слайд 18Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие,
а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий,
а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом.
В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.
Слайд 19Черёмуха – душистая, ветки – золотистые, роса – медвяная, зелень
– пряная.
Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества.
В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.
Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
Слайд 20Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".
белая,
пушистая,
ароматная,
душистая,
раскидистая,
веселая,
юная,
стройная
Слайд 21серебряный ручей
зелень золотистая
Найдите в тексте цветовые эпитеты.
Слайд 22 - На кого похода черемуха?
- С кем
автор сравнивает ее?
- Почему вы так думаете?
- А
на кого тогда похож ручей?
- Почему?
- Что значит "вкрадчиво«
- Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?
Слайд 24-Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?
- Какие
строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?
-Давайте попробуем прочитать
вместе.
Слайд 25“Черемуха” З. Александровой.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая,
как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много
дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
Слайд 30Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать
питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую
веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
Слайд 32- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какое настроение подарила
вам поэзия Есенина?
-Что еще вы хотите узнать о поэте?
-Что на
вас произвело большее впечатление?
-Какие задания вам показались наиболее интересными?
-Для чего нужна такая работа со стихотворением?
-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
Слайд 33Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно
…
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …