Слайд 1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 65"
Автор: Лисиенкова О.Е., учитель
русского языка и литературы
2015
Слайд 2Цель:
привлечь внимание
подрастающего поколения
к подвигу женщин во время Великой Отечественной
войны
Слайд 3Задачи:
- актуализировать интерес
к подвигу женщин;
- активизировать поисковую и исследовательскую
работу по изучению поэзии женщин на фронте;
- изучить материал о
женщинах-фронтовиках;
- воспитывать у подрастающего поколения патриотизм, уважение к фронтовым подвигам.
Слайд 4Актуальность.
Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали
стрельбы, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что
такое скудный военный паек. Для нас война - история. Война в песнях, стихах, рассказах, которые создавались там, на поле боя.
Не только мужчины, но и женщины становились сильными и поднимались на защиту Отечества.
Слайд 5
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом.
Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из
«снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
Слайд 6На великую народную беду сразу откликнулись и девушки - поэтессы
Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте
и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
Слайд 7Юлия Друнина.
Поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне.
Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла
на фронт:
...ушла из детства в грязную теплушку,
в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
...От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",
потому что имя ближе, чем Россия,
не могла сыскать.
Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.
Слайд 8Юлия Друнина.
Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в
заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
Мама!
Мама!
Я дошла до цели...
Но в степи,
на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу. 1944
Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы -девчата, Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней.
1942
Качается рожь несжатая.
ЦЕЛОВАЛИСЬ, ПЛАКАЛИ И ПЕЛИ.
Слайд 9800 тысяч девушек
На фронтах Великой Отечественной войны воевало в общей
сложности около 800 тысяч женщин.
250 тысяч награждены орденами и
медалями.
86 стали Героями Советского Союза.
Слайд 10Ольга Берггольц.
Русская писательница. Лирические произведения о героической обороне Ленинграда.
Все 900 дней блокады провела в осажденном Ленинграде. От истощения
была на грани смерти, похоронила мужа.
Подверглась репрессиям в 1937 г., её 3-й ребёнок так и не родился: его убила тюрьма. Во время ВОВ О. Берггольц жила в своём любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни.
Слайд 11К СЕРДЦУ РОДИНЫ РУКУ ТЯНЕТ
ТРИЖДЫ ПРБКЛЯТЫЙ МИРОМ ВРАГ.
НА
ОГРОМНЕЙШЕМ ПОЛЕ БРАНИ
КРОВЬ ОТМЕТИЛА КАЖДЫЙ ШАГ.
О, ЛЮБОВЬ МОЯ,
ЖИЗНЬ И РАДОСТЬ,
ДОРОГАЯ МОЯ ЗЕМЛЯ!
ИЗ ОТРЕЗАННОГО ЛЕНИНГРАДА
ВИЖУ СВЕТ ТВОЕГО КРЕМЛЯ.
ПЯТИКРЫЛЫЕ ВИЖУ ЗВЕЗДЫ,
ТОЧНО СТАЛИ ЕЩЕ АЛЕЙ.
СКВОЗЬ ДРЕМУЧИЙ, КРОВАВЫЙ ВОЗДУХ
ВИЖУ ЛЕНИНСКИЙ МАВЗОЛЕЙ.
И ЗАРЮ НАД СТЕНОЮ СТАРОЙ,
И ЗУБЦЫ ЕЕ, КАК МЕЧИ.
И НЕТЛЕННЫЙ ПРАХ КОММУНАРОВ
СНОВА В СЕРДЦЕ МОЕ СТУЧИТ. 16 ОКТЯБРЯ 1941
Слайд 12Анна Ахматова.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет
плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до
первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над
«Поэмой без героя».
Слайд 13Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как
в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они
по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних...
Все они опочили там.
1943
Важно с девочками простились.
Слайд 14БУДЕМ ПОМНИТЬ ВСЕГДА ИХ
НАШИ ЮНЫЕ ПАРНИ МЕЧТАЛИ О МНОГОМ,
ТОЛЬКО СБЫТЬСЯ
МЕЧТАМ ПОМЕШАЛА БЕДА,
ИХ СУДЬБА ПОВЕЛА ПО ВОЕННЫМ ДОРОГАМ –
НА ЗАЩИТУ
ОТЧИЗНЫ УШЛИ НАВСЕГДА
И НАЧАЛО ЛЮБВИ, И ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО –
ВСЕ С СОБОЙ УНЕСЛИ ТАК ХОТЕВШИЕ ЖИТЬ!
БЕЗЫСХОДНА ИХ УЧАСТЬ, ГОРЬКА И СУРОВА,
БУДЕМ ПОМНИТЬ ВСЕГДА ИХ. И БУДЕМ ЛЮБИТЬ!
Слайд 15
Труженик тыла Великой Отечественной войны. Член Союза писателей России. Родилась
в 1925 г. в селе Муромцево Московской области. После окончания
восьмилетки работала на текстильной фабрике «КРАФ», откуда с началом войны девушкой-добровольцем работала на сооружении оборонительных укреплений на Северо-западе Московы. После разгрома немцев вернулась в своё село и поша работать на «Полигон» - тот самый, на котором перед войной испытывалась легендарная «Катюша». На производстве занималась сбором снарядов и мин для фронта.
Мария Миронова.
Слайд 16Родилась в Ростове-на-Дону в семье штурмана и учительницы. С детства увлекалась сочинением
стихов. В 1933 году 1933 году после окончания литературного факультета Ростовского пединститута она начала работать
в библиотеке, продолжала литературную деятельность. С началом Великой Отечественной войны она возглавила, агитгазету «Прямой наводкой».
В июле 1942 года она выехала в командировку в район села Ремонтное. Там она была схвачена немцами. На её глазах они расстреляли её родителей, а на следующий день, сорвав с неё одежду, заставили рыть себе могилу. О том, как она погибла, стало известно только через 20 лет.
Елена Ширман.
Слайд 17Письмо девушки-донора
Прости, не знаю, как тебя зовут,
Мой друг далекий, раненый
боец.
Пишу тебе от множества сердец,
Что в лад с тобою бьются
и живут.
Ты видишь?
Вся огромная страна
Склонилась, как заботливая мать;
Чтобы тебя от смерти отстоять,
Ни днем, ни ночью не уснет она.
Ты слышишь?
Весь бесчисленный народ
Единой грудью за тебя встает,
Чтоб сделать наши нивы и луга
Могилой для проклятого врага:
Слайд 18Особенности военной поэзии.
Мотивы военной лирики:
- Родина,
- война,
- смерть
и бессмертие,
- ненависть к врагу,
- боевое братство и товарищество,
- любовь
и верность,
- мечта о победе,
- раздумья о судьбе народа.
Лирический герой:
земной
близкий
переживания общенародного характера
терпит лишения и страдания
ненависть к врагу
Жанры:
собственно лирические (ода, элегия, песня)
сатирическая (басня, эпиграмма)
лиро-эпическая (поэма, баллада)
Слайд 19«У войны - не женское лицо»... У нее лицо смерти,
поэтому женщины всего мира отдают все свои силы борьбе за
мир