Слайд 1Презентацию подготовила
Учитель СОШ №3
Г. Осинники
Вессели Ирина Сергеевна
Слайд 2
Лев Николаевич Толстой
История создания рассказа
«После бала»
Слайд 3Цели урока:
Расширить знания о биографии писателя;
Показать своеобразие историзма Толстого;
Познакомиться с
историей создания рассказа «После бала»;
Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
Слайд 5
Творчество Л.Н.Толстого
Презентацию подготовили ученицы 8 а класса
Дмитриева Настя и
Ивентьева Катя
Слайд 7
Усадьба
Ясная Поляна
При въезде в Ясную Поляну
Слайд 8Усадьба Льва Толстого
В наши дни
Слайд 12Романы Л.Н.Толстого
Война и мир
Анна Каренина
Слайд 14Как вы понимаете высказывания:
“Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
“Без
своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и
мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);
“Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
“Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?
- Запишите любую понравившуюся вам цитату.
Слайд 15Что такое рассказ?
(Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа
обычно
составляет одно событие или
происшествие, хотя могут быть и
более
объемные темы, охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.)
Сколько сюжетных линий в рассказе?
(Как правило, одна сюжетная линия)
Слайд 16
Докажите, что «После бала» - это рассказ.
Слайд 17История создания рассказа
Рассказ написан в 1903 году.
О каком времени пишет
Толстой?
(О сороковых годах 19 века,
о времени правления Николая 1,
прозванного Николаем Палкиным.)
Слайд 18В каком году вступил на престол Николай 1, (с каким
событием российской истории это связано)?
Расскажите об истории создания рассказа «После
бала».
Император Николай 1
Слайд 19Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в
преклонном возрасте вернулся
к воспоминаниям своей молодости,
положив их в основу сюжета
рассказа «После бала»?
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Слайд 20Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
Первоначально
рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь
и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
Слайд 21Какие события описаны в рассказе?
В рассказе два главных события: бал
у губернаторского предводителя и сцена наказания солдата
1.
2.
Слайд 22
Что говорит о своей молодости Иван Васильевич? (Подтвердите свои слова
цитатами из текста.)
Слайд 23
Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н.
Толстой до
своего читателя?
Слайд 24
Подготовьте характеристику героев рассказа «после бала».
Ответьте на вопросы учебника (1
- 7)