Слайд 1Урок литературы в 9 классе
Автор-составитель Фатнева Надежда Николаевна Учитель русского
языка и литературы МОУ Хрещатовская средняя общеобразовательная школа
Слайд 2
Любовная лирика Александра
Сергеевича Пушкина.
Любви все возрасты покорны
Её порывы благотворны
Слайд 3Оборудование
портрет А.С.Пушкина,
стенд: «Адресаты любовной лирики»,
романс М.Глинки «Я помню чудное
мгновенье»;
- иллюстрации о Тригорском.
Слайд 4 Цели урока:
знакомство учащихся с лирикой Пушкина о любви ,
приобретение
навыков анализа стихотворений, умений увидеть проблему и наметить пути её
решения.
Слайд 5 Задачи урока:
научить анализировать стихи, видеть психологические детали,
научить кратко устно
и письменно излагать свои мысли,
обучать выразительному чтению,
воспитывать интерес к
изучаемой теме.
Слайд 6
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению материала
Любовь +
жизнь = Пушкин?
Согласны вы
с этим утверждением? Может ли человек написать стихи, если сам не любит? Какие психологические детали есть в стихах о любви? Вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе урока. Мы вновь вернёмся к стихам Пушкина , отметим глубину, изящество выраженных в них мыслей и чувств. Одним их способов постижения идейно- художественной сущности лирического произведения является выразительное чтение стихотворений, их анализ.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений А.С.Пушкина наизусть
Слайд 7IV.Сообщение темы и цели.
V. Усвоение новых знаний.
Вступительное слово учителя
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность,
любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, «житейской прозы» Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. Давайте разберём стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил» и попытаемся ответить на вопрос: «Можно ли написать стихотворение о любви, если сам автор не любит?»
Слайд 8Чтение стихотворения
«Я вас любил»
Я вас любил: любовь ещё быть
может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше
не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Слайд 9Анализ стихотворения
Учитель: Не стоит, читая стихотворение «Я вас
любил…» искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду
поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; он желает, чтобы «другой» любил её так же искренно и нежно, как он» Так кому же посвящал свои стихи Пушкин? Как вы понимаете эти слова?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних…
Слайд 10В стихотворении «Я вас любил…» много психологических деталей. Какие?
(Пик
чувства пройден, поэта не мучит «болезнь любви». Он пишет о
том моменте, когда чувство угасает, но ещё угасло не совсем. В его душе оживает любовь – воспоминание.)
Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства.)
Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности)
Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(Нет. Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов черты любимых женщин. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь, относясь к ней бережно, он желает, чтобы «другой» любил её так же искренно и нежно, как он)
Слайд 11Исполнительский анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
Учитель: В стихотворении
«Я помню чудное мгновенье» поэт сравнивает возлюбленную с «мимолётным виденьем»,
«с гением чистой красоты» Её голос нежный не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах.
В чём смысл «кольцевой» композиции, повторов?
Как и в стихотворении «Я вас любил», здесь на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, и жизнь , и слёзы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина.
Слайд 12
С этой историей любви связана ещё одна, не
менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку
на стихи «Я помню чудное мгновенье»
Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание?
- Услышали ли вы звуковые и лексические
повторы, сквозные рифмы и даже повтор строк?
- Случайно ли это? И почему автор избрал для повтора именно эти слова?
Слайд 13
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
Беседа по вопросам
учителя:
Ваши новые открытия.
Как построено стихотворение?
Кому посвящено, кто его адресат?
Сообщение
учащегося об А.П.Керн (домашнее задание с показом иллюстраций о Тригорском)
В июне 1825 г к П.А. Осиповой приехала её племянница Анна Петровна Керн. Пушкин не остался равнодушным к её обаянию. Она пробыла
в Тригорском до 19 июля. Незадолго до её отъезда Пушкин написал обращённое к ней стихотворение «К…».
Рассматривание выставки адресата любовной
лирики Пушкина.
Слайд 14Адресаты любовной лирики
Анна Керн
Наталья Гончарова
Екатерина
Бакунина
Слайд 15«Чистейшей прелести чистейший образец»
Чтение стихотворения «Мадонна»
-Что вызывает в памяти пушкинское
стихотворение?
-Что поразило вас в её строфах?
Понятен ли вас замысел поэта
в его заключительных строках?
В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»?
Какие синонимы можно подобрать к слову «Образец»
Вывод: Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Слайд 16Вывод
Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений
о любви. Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали
о женщинах, которым поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением?
Ученик: Да, согласен. Уверен , что писать стихи можно только тогда, когда сам влюблён. Я бы не смог написать стихотворение о любви, если бы сам не любил.
Слайд 17Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
письменный анализ
одного из стихотворений о любви;
выучить одно стихотворение наизусть по
выбору учащихся
Слайд 18Рефлексия
Закончите предложения:
Любовь –это …
Любви все возрасты покорны…