Урок литературного чтения
3 класс
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Урок 25
И.А.Крылов. Басни
«Мартышка и Очки»
Работу выполнила
Филиппова Ирина Фёдоровна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 8
Калининградской области
Г. Советск
Слайд 2 Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк
–
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
–
Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
Слайд 3Проверка домашнего задания
Отрывок из сказки
«Сказка о царе Салтане…»
- наизусть
Слайд 4Иван Андреевич Крылов
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук
Слайд 5Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года
в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без
всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.
Слайд 6Кто первым начал писать басни?
Считают, что
первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в
IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.
Такой литературный прием называется аллегорией.
Что такое аллегория? (Иносказание.)
Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов
Слайд 7Что же такое басня?
Басня –
вымышленное происшествие, выдумка, рассказ
ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие
Слайд 8Викторина по басням
- Отгадайте басню по морали или «крылатому выражению»
?
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без
драки,
Могу попасть в большие забияки.
Слон и Моська
Слайд 9"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает
Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь".
Квартет
Слайд 10«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Стрекоза и Муравей
Слайд 11Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только
все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ворона и
Лисица
Слайд 12Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя,
кума, оборотиться?
Зеркало и Обезьяна
Слайд 13Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не
пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Лебедь,
Щука и Рак
Слайд 14К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,—
цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к
худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мартышка и Очки
Слайд 15Работа по учебнику
с. 134 - 135
«Мартышка и Очки»
И. А.Крылов
Слайд 16
Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны
с большой буквы?
Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?
Какие действия
совершала мартышка с очками? Прочитайте.
Что обычно делают с очками?
Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?
Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?
Как вы думаете, какие недостатки людей
И.А.Крылов высмеивает в этой басне?
Слайд 17Словарь
Дюжина – 12
Полдюжины – 6 штук
Темя – верхняя часть
головы
Нанижет – оденет подряд на нитку
Нет проку – нет
толку
Невежда – необразованный человек
К худу клонит – к плохому клонит
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Выберите нравственные качества человека,
которые высмеивает
И.А. Крылов
в басне «Мартышка и очки»
самоуверенность ложь лень
неблагодарность жадность глупость
скупость эгоизм невежество
зазнайство хвастовство назойливость
Слайд 19Работа по учебнику
с. 134 – 135 – работа над выразительным
чтением
Как нужно читать эту басню? Почему?
(Начало – медленно, как сказку.
Место,
где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.
Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.
Мораль – поучительно, медленно)
Выразительное чтение по ролям(автор, Мартышка)
Слайд 20 Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге
в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой
бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.
Слайд 21Домашнее задание
с. 134 – 135 –
Подготовиться к
выразительному чтению басни.
Слайд 22Автор шаблона
Топилина Светлана Николаевна
Учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школы №717
(3)»
Спасибо за урок!