Слайд 1"МАСТЕР И МАРГАРИТА", ТЕМА ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИЯ В РОМАНЕ
Слайд 2
Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно
они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила
Булгакова они - смыс-лообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила русская культура. Просто воплощались они в основном в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой.
Слайд 3
Булгаков первый из прозаиков, кто сумел адекватно, с мастерством гения
осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность
земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная - вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Слайд 4
Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает Дьявол -
все это стало общим местом и не нуждается в комментариях.
Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный Язык!"
Слайд 5
Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов посещает героев
книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в сердцах,
и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга.
Слайд 6
Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга,
и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись -
и возвращается Мастер.
Слайд 7
Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешит ,
но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым
одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол.
Слайд 8
Это ни какая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.Всепрощение настигает
каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под
именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом, и Понтия Пилата и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу, Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная, - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая "как убийца из-за угла", поражает в самое сердце и навсегда.
Слайд 9
И она неизменна во все времена и во все вечности,
которые нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения,
то которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля небо.
Слайд 10
И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место
покоя и бессмертия: "Вот твой дом, вот твой вечный дом",
- говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, пр шедшего эту дорогу до конца:
Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.