Разделы презентаций


Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе

Содержание

ПЕРВАЯ ЧАСТЬПервая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности, на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов. Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Анализ текста и творческие задания
(подготовка к олимпиаде

по литературе)
Кирсанова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей

категории
Сакулинской основной школы
2015 год
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯАнализ текста и творческие задания (подготовка к олимпиаде по литературе)Кирсанова Елена Владимировна, учитель русского языка

Слайд 2ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Первая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности,

на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов.

Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения, указать его автора, время написания, определить жанровую принадлежность, героев, установить соответствия и т.п.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬПервая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности, на проверку знания и понимания текстов конкретных

Слайд 3ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического

и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения

грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории

Слайд 4ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – ТВОРЧЕСКАЯ
Задания направлены на проверку навыков анализа и

интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или поэтических текстов. Задания

этой части выявляют творческие способности учащихся, связаны с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, знанием теории литературы, позволяют продемонстрировать уровень письменной культуры речи учащихся. ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ тэ, интерпретации, ·жен. (·лат. interpretatio) (·книж. ).
1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь. Интерпретация законов. Интерпретация текста.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – ТВОРЧЕСКАЯЗадания направлены на проверку навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или

Слайд 5ОЦЕНКА ЗАДАНИЙ
При оценке заданий I и II частей

учитываются:
знание текстов художественных произведений;
знание фактического материала из истории и теории

литературы и умение использовать его;
владение литературными понятиями; историко-культурная эрудиция; правильность, полнота и точность ответа;
язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; глубина и самостоятельность в раскрытии темы.

При оценке заданий III части учитываются:
глубина постижения текста (тема, жанр, сюжет, герои, композиция, стиль, направление, художественная идея);
умение определять авторскую позицию;
владение основами анализа поэтического текста;
восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

ОЦЕНКА ЗАДАНИЙ  При оценке заданий I и II частей учитываются:знание текстов художественных произведений;знание фактического материала из

Слайд 6 РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ

Слайд 7Поэтический синтаксис. (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения,

восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него

ответа;  - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;  - антитезы – противопоставления; 

Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.  - Аллитерация – повторение согласных звуков;  - Ассонанс – повторение гласных звуков;  - Анафора – единоначалие, повторение начала строк.
Поэтический синтаксис. (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание

Слайд 8КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Необходимо:  - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в

поэтическом произведении;  - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной

мысли;  - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)  - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;  - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 

КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Необходимо:  - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;  - выяснить стройность

Слайд 9АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО»

Слайд 10 ЗНАЧЕНИЕ УСТАРЕВШИХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ:
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но

в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена

(устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.).

ЗНАЧЕНИЕ УСТАРЕВШИХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ:нега — наслаждение (устар.);взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);вечор — вчера

Слайд 11СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами

на четных слогах стиха
Схема: — / — / — /

— /… То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕРЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стихаСхема: — / —

Слайд 12ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 13ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ЛЕТ:

Напишите творческую работу

в стиле «вредных советов» Г.Остера.
Напишите сочинение на тему «Сказка в

моей жизни»
Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»
Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»
Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными). Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.

ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ЛЕТ:   Напишите творческую работу в стиле «вредных советов» Г.Остера.Напишите сочинение на

Слайд 14Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия),

желательно с учетом региональной специфики.
Сочинение по предложенному началу, по предложенной

теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры.
Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?»
Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»


Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики.Сочинение по предложенному

Слайд 15Как понимаете счастье вы, герои 21 века?

Создайте произведение о природе

в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие)

Напишите сочинение-рассуждение на

тему «За что я люблю(не люблю) осень»
Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.)

Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»

Как понимаете счастье вы, герои 21 века?Создайте произведение о природе в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное

Слайд 17ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА - РЕФЛЕКСИЯ. СИНКВЕЙН.
Синквейн - это стихотворение, которое

требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что по­зволяет

описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА -  РЕФЛЕКСИЯ. СИНКВЕЙН. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в

Слайд 18 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
В первой строчке тема называется одним словом

(обычно существительными).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах

(двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными).Вторая строчка - это описание

Слайд 19ОБРАЗЦЫ:

ОБРАЗЦЫ:

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Успехов вам в решении олимпиадных заданий!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕУспехов вам в решении олимпиадных заданий!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика