Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Анализ текста и творческие задания
(подготовка к олимпиаде
по литературе)
Кирсанова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей
категории
Сакулинской основной школы
2015 год
Слайд 2ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Первая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности,
на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов.
Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения, указать его автора, время написания, определить жанровую принадлежность, героев, установить соответствия и т.п.
Слайд 3ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического
и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения
грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.
Слайд 4ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – ТВОРЧЕСКАЯ
Задания направлены на проверку навыков анализа и
интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или поэтических текстов. Задания
этой части выявляют творческие способности учащихся, связаны с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, знанием теории литературы, позволяют продемонстрировать уровень письменной культуры речи учащихся. ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ тэ, интерпретации, ·жен. (·лат. interpretatio) (·книж. ).
1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь. Интерпретация законов. Интерпретация текста.
Слайд 5ОЦЕНКА ЗАДАНИЙ
При оценке заданий I и II частей
учитываются:
знание текстов художественных произведений;
знание фактического материала из истории и теории
литературы и умение использовать его;
владение литературными понятиями; историко-культурная эрудиция; правильность, полнота и точность ответа;
язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; глубина и самостоятельность в раскрытии темы.
При оценке заданий III части учитываются:
глубина постижения текста (тема, жанр, сюжет, герои, композиция, стиль, направление, художественная идея);
умение определять авторскую позицию;
владение основами анализа поэтического текста;
восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).
Слайд 6
РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ
Слайд 7Поэтический синтаксис.
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения,
восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него
ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;
Поэтическая фонетика.
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалие, повторение начала строк.
Слайд 8КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в
поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной
мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Слайд 9АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО»
Слайд 10
ЗНАЧЕНИЕ УСТАРЕВШИХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ:
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но
в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена
(устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.).
Слайд 11СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами
на четных слогах стиха
Схема: — / — / — /
— /…
То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.
Слайд 13ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ РАЗНЫХ ЛЕТ:
Напишите творческую работу
в стиле «вредных советов» Г.Остера.
Напишите сочинение на тему «Сказка в
моей жизни»
Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»
Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»
Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными). Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.
Слайд 14Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия),
желательно с учетом региональной специфики.
Сочинение по предложенному началу, по предложенной
теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры.
Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?»
Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»
Слайд 15Как понимаете счастье вы, герои 21 века?
Создайте произведение о природе
в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие)
Напишите сочинение-рассуждение на
тему «За что я люблю(не люблю) осень»
Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.)
Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»
Слайд 17ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА - РЕФЛЕКСИЯ. СИНКВЕЙН.
Синквейн - это стихотворение, которое
требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет
описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Слайд 18
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительными).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах
(двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Успехов вам в решении олимпиадных заданий!