Разделы презентаций


М.Е. Салтыков - Щедрин Сказки 7 класс

Содержание

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1М.Е.Салтыков-Щедрин "Сказки"

М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 2
Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим

художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 3ПЛАН УРОКА.
История создания.
Жанровое своеобразие.
Основные темы.
Проблематика.
Художественные особенности.

ПЛАН УРОКА.История создания.Жанровое своеобразие.Основные темы.Проблематика.Художественные особенности.

Слайд 4История создания
Первые три сказки («Повесть о том

как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий

помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
История создания   Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала

Слайд 5Жанровое своеобразие
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны

с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные,

использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Жанровое своеобразие   В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в

Слайд 6Аллегория – иносказание
Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в

сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).


Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).
Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Аллегория – иносказаниеЗачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве,

Слайд 7Основные темы
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр,

но и общие темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»,

«Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Орел-меценат

Основные темы   Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.Тема власти («Дикий помещик»,

Слайд 8Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние»,

в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века.

Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Премудрый пискарь

Проблематика   Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е

Слайд 9Художественные особенности
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются

ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также

прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Медведь на воеводстве

Художественные особенности   Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в

Слайд 10Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»:

«какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому

же еще премудрого?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря,

Слайд 11Заключение
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели:

Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в

том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
ЗаключениеК жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок

Слайд 12«Дикий помещик»

«Дикий помещик»

Слайд 13«Повесть о том как один мужик двух
генералов прокормил»

«Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 14«Премудрый пискарь»

«Премудрый пискарь»

Слайд 15«Верный Трезор»

«Верный Трезор»

Слайд 16«Ворон-челобитник»

«Ворон-челобитник»

Слайд 17«Медведь на воеводстве»

«Медведь на воеводстве»

Слайд 18«Орел-меценат»

«Орел-меценат»

Слайд 19Домашнее задание
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:

План анализа
1. Основная

тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
4. Сатирические приемы, использованные автором.
5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Домашнее заданиеПисьменный анализ самостоятельно выбранной сказки:          План анализа

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика