устанавливающиеся между вымышленным героем поэмы, водной стихией, городом и скульптурной
композицией — «кумиром на бронзовом коне».
В образной системе поэмы сосуществуют два, казалось бы, противоположных принципа — принцип подобия и принцип контраста.
Например, Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, — трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира на бронзовом коне», стоящего «в неколебимой вышине». Параллель между ними подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения. Во второй сцене сам «кумир» становится другим: теряя свое величие («Ужасен он окрестной мгле!»), он выглядит пленником, сидящим в окружении «львов сторожевых», «над огражденною скалою». «Неколебимая вышина» становится «темной», а «кумир», перед которым стоит Евгений, превращается в «горделивого истукана».
Особенности поэмы