Разделы презентаций


Мертвые души Н.В. Гоголь

Содержание

Цель урокаПознакомить учащихся с особенностями построения произведенияПоказать жанровое своеобразие произведение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жанровое своеобразие «Мертвых душ»
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем

русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой

Л.Н.
Жанровое своеобразие «Мертвых душ»Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №

Слайд 2Цель урока
Познакомить учащихся с особенностями построения произведения
Показать жанровое своеобразие произведение

Цель урокаПознакомить учащихся с особенностями построения произведенияПоказать жанровое своеобразие произведение

Слайд 3«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно

оригинальное»
Л.Н.Толстой

«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное» Л.Н.Толстой

Слайд 4Размышления о жанре произведения
Сам Гоголь определил

жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и

лирического начал
Размышления о жанре произведения    Сам Гоголь определил жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие

Слайд 5 «Величайшим успехом и

шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в

«Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
В.Г.Белинский
«Величайшим успехом и шагом вперед считаем мы со стороны автора

Слайд 6Вывод
Субъективность произведения проявилась:
в лирических отступлениях
по ходу

самого повествования в авторских оценках и комментариях

Вывод   Субъективность произведения проявилась:в лирических отступленияхпо ходу самого повествования в авторских оценках и комментариях

Слайд 7 Эпическая и лирическая части отличаются друг от

друга по целям, которые ставит перед собой автор.


Задача эпической

части

Задача лирической части

Показать
«хотя с одного
боку Русь»

Показать
лирический идеал
автора

Эпическая и лирическая части отличаются друг от друга по целям, которые ставит перед собой

Слайд 8 Противопоставление по целям и задачам отражается в

языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны

разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому.
Противопоставление по целям и задачам отражается в языке. Если у Пушкина и повествование, и

Слайд 9Язык лирической части поэмы
Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое

– уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех

достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное».
Высокая образность
- метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;

Язык лирической части поэмы Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое – уничижительное): «Не признает современный суд, что

Слайд 10 - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст

дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся

громадно выглядывает хлебный арсенал»);
- гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
3. Поэтический синтаксис:
- риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»);
- восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);

- метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно

Слайд 11 - обращения («О моя юность! о

моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);

- анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»);
- повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);

- обращения («О моя юность! о моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);

Слайд 12
- ряды однородных

членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь

писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»);
- градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…»
- инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).
- ряды однородных членов («И опять по обеим сторонам столбового

Слайд 13Язык эпической части поэмы
Речь героев индивидуализирована.
Широко вводятся:
- просторечная

лексика
- просторечные устойчивые обороты
- пословицы и

поговорки
Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».
Язык эпической части поэмыРечь героев индивидуализирована.Широко вводятся:  - просторечная лексика  - просторечные устойчивые обороты

Слайд 14Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.

Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно

все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»

Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.   Основной мотив лирического пейзажа – простор:

Слайд 15 В эпическом пейзаже почти нет дикой природы,

здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения,

и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.
В эпическом пейзаже почти нет дикой природы, здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У

Слайд 16Черты романа в «Мертвых душах»
Романное начало связано прежде всего с

образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном

смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета.
Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой).
Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон»)
«Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.

Черты романа в «Мертвых душах»Романное начало связано прежде всего с образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем

Слайд 17Принципы плутовского романа
Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец
Сюжет построен

на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками

героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги)
Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму.
Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность
Принципы плутовского романаГлавное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлецСюжет построен на логически не связанных эпизодах, которые объединены

Слайд 18Вывод
Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии

«Мертвых душ» продолжается
По проблематике произведение шире плутовского романа
Лирические и

эпические картины сменяют друг друга
Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче
Вывод Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии «Мертвых душ» продолжается По проблематике произведение шире

Слайд 19Спасибо
за работу!
Удачи вам!

Спасибо за работу!Удачи вам!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика