Слайд 1Жанровое своеобразие «Мертвых душ»
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем
                                                            
                                    
русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой
                                    Л.Н.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цель урока
Познакомить учащихся с особенностями построения произведения
Показать жанровое своеобразие произведение
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3«Мертвые души» - «…не роман, не повесть – нечто совершенно
                                                            
                                    
оригинальное»
 Л.Н.Толстой
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Размышления о жанре произведения
    Сам Гоголь определил
                                                            
                                    
жанр «Мертвых душ» как поэму, подчеркнув равноправие эпического (повествовательного) и
                                    лирического начал
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5       «Величайшим успехом и
                                                            
                                    
шагом вперед считаем мы со стороны автора то, что в
                                    «Мертвых душах» везде ощущаемо и, так сказать, осязаемо проступает его субъективность. Здесь мы разумеем… ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность. Это преобладание субъективности доходит до высокого лирического пафоса… Этот пафос субъективности поэта проявляется не в одних … высоколирических отступлениях: он проявляется беспрестанно, даже и среди рассказа о самых прозаических предметах…»
                                  В.Г.Белинский 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Вывод 
   Субъективность произведения проявилась:
в лирических отступлениях
по ходу
                                                            
                                    
самого повествования в авторских оценках и комментариях
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7   Эпическая и лирическая части отличаются друг от
                                                            
                                    друга по целям, которые ставит перед собой автор.
 
Задача эпической
                                    части
Задача лирической части
Показать 
«хотя с одного 
боку Русь»
Показать
 лирический идеал 
автора
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8   Противопоставление по целям и задачам отражается в
                                                            
                                    
языке. Если у Пушкина и повествование, и лирическая часть написаны
                                    разговорным языком светского человека, то у Гоголя переход от эпической части к лирической соответствует возвышенной задаче: автор использует высокий стиль речи; средства, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Язык лирической части поэмы 
Оценочная лексика, часто контрастные эпитеты (высокое
                                                            
                                    
– уничижительное): «Не признает современный суд, что высокий восторженный смех
                                    достоин стать рядом с высоким лирическим движением и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха!»; «…бледно, разбросанно и неприютно в тебе… слышится что-то восторженно чудное».
Высокая образность
    - метафоры («Как соблазнительно крадется дремота… Какая ночь совершается в вышине… ничто не обольстит взора…» ) ;
       
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10    - метафорические эпитеты («устремлен пронзительный перст
                                                            
                                    
дерзкие дива природы, небо… так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся
                                    громадно выглядывает хлебный арсенал»);   
    - гиперболы («Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»).
3. Поэтический синтаксис: 
   - риторические вопросы («И какой же русский не любит быстрой езды?»);
   - восклицания («Выражается сильно русский народ! Эх, кони, кони, что за кони!»);
    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11    - обращения («О моя юность! о
                                                            
                                    
моя свежесть!.. Русь, куда же несешься ты?»);
   
                                    - анафоры («Что в ней, в этой песне , что пророчит твой необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли?.. Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»);
  - повторы («Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?»);
          
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12   
    - ряды однородных
                                                            
                                    
членов («И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь
                                    писать версты, станционные смотрители, колоды, обозы, серые избы с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином <…> , пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой…»);
     - градация («Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?»; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове…»
   - инверсия («Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу…»).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Язык эпической части поэмы
Речь героев индивидуализирована.
Широко вводятся:
  - просторечная
                                                            
                                    
лексика
  - просторечные устойчивые обороты
  - пословицы и
                                    поговорки
Чичиков: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения, сказал один мудрец».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Противопоставление эпического и лирического начал заметно и в пейзаже.
 
                                                            
                                    
 Основной мотив лирического пейзажа – простор: «Открыто-пустынно и ровно
                                    все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города… А ночь? Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно, раскинувшееся!»
      
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15   В эпическом пейзаже почти нет дикой природы,
                                                            
                                    
здесь появляются мотивы забора, границы, пересечения: «У подошвы этого возвышения,
                                    и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы… Двор окружен крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой». В эпическом пейзаже присутствуют элементы социального.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Черты романа в «Мертвых душах»
Романное начало связано прежде всего с
                                                            
                                    
образом Чичикова, хотя его нельзя назвать героем романа в традиционном
                                    смысле этого слова. Если в первых шести главах он лишь композиционно связующий образ и дан в ряду других, описываемых автором не менее подробно, то во второй части 1 тома появляются элементы концентрического сюжета.
Возникают намеки на традиционную романную любовную интригу (история с губернаторской дочкой).
Сплетня – также элемент романного сюжета. «Из числа многих в своем роде сметливых предположений было, наконец, одно – странно даже сказать: что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон»)
«Мертвые души» можно сравнить с плутовским романом, популярным жанром европейской литературы XVII – XVIII веков.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Принципы плутовского романа
Главное действующее лицо – антигерой, герой-пройдоха, герой-подлец
Сюжет построен
                                                            
                                    
на логически не связанных эпизодах, которые объединены похождениями и проделками
                                    героя (часто сюжетообразующим становится мотив дороги)
Герой не изменяется под воздействием внешних обстоятельств, а пытается или обмануть общество, или приспособиться к нему, поэтому плутовской роман дает возможность показать широкую социальную панораму.
Как правило, плутовской роман имеет сатирическую направленность
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Вывод 
Несмотря на признаки разных жанров, спор о жанровом своеобразии
                                                            
                                    
«Мертвых душ» продолжается 
По проблематике произведение шире плутовского романа
Лирические и
                                    эпические картины сменяют друг друга
Вставные элементы также своеобразны по жанру: новелла «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче