Разделы презентаций


Языковые средства выразительности 9 класс

Содержание

Перечень понятий, которыми должны овладеть учащиеся● Метафора● Олицетворение● Эпитет● Сравнение● Гипербола● Литота● Антитеза● Анафора● Параллелизм● Градация● Инверсия● Риторический вопрос● Перифраз● Метонимия● Повтор● Однокоренные слова● Оксюморон● Фразеологизмы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Средства речевой выразительности (к уроку литературы)
Автор: Горельцева Ирина Александровна,
учитель русского языка

и литературы МОУ Самарской СОШ Тульской области

Средства речевой выразительности (к уроку литературы)Автор: Горельцева Ирина Александровна,учитель русского языка и литературы МОУ Самарской СОШ Тульской

Слайд 2Перечень понятий, которыми должны овладеть учащиеся
● Метафора
● Олицетворение
● Эпитет
● Сравнение

Гипербола
● Литота
● Антитеза
● Анафора
● Параллелизм


● Градация
● Инверсия
● Риторический вопрос
● Перифраз

Метонимия
● Повтор
● Однокоренные слова
● Оксюморон
● Фразеологизмы
Перечень понятий, которыми должны овладеть учащиеся● Метафора● Олицетворение● Эпитет● Сравнение● Гипербола● Литота● Антитеза● Анафора● Параллелизм● Градация● Инверсия●

Слайд 3Метафора
Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы)
Перенесение свойств одного предмета или

явления на другой на основании их сходства или по ассоциации

Например:
«Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег» (С. Есенин)

Метафора Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы)Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании их сходства

Слайд 4Роль метафоры в художественном тексте
Метафора в краткой форме создаёт ёмкий

образ, открывает новый смысл слова.
Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность.
Метафора помогает

приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Роль метафоры в художественном текстеМетафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова.Метафора придаёт тексту

Слайд 5Характеристика метафор
Глагольная метафора: «дышит полдень» (Ф. Тютчев)
Вещественная метафора: «фонарей одеяла»

(В. Маяковский)
Метафорический эпитет: «ласковое пламя» (С.Есенин)
Развёрнутая метамора: стихотворение Ф.Тютчева «Фонтан»
Бытовая

(стёртая) метафора: дождь барабанит
Характеристика метафорГлагольная метафора: «дышит полдень» (Ф. Тютчев)Вещественная метафора: «фонарей одеяла» (В. Маяковский)Метафорический эпитет: «ласковое пламя» (С.Есенин)Развёрнутая метамора:

Слайд 6Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
Например:

«Зима недаром злится...»
«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.»

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками  и свойствами человека.Например:  «Зима недаром злится...» «Вечор, ты помнишь, вьюга

Слайд 7Эпитет
Образное определение предмета (явления)
Через эпитет проявляется авторское отношение к

изображаемому, указывается на одно из свойств предмета (логическое определение: деревянный

дом; эпитет: мрачный дом)

Эпитет Образное определение предмета (явления)Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета

Слайд 8
Чаще всего выражается прилагательным и наречием.
«Отговорила роща золотая берёзовым

весёлым языком» (С.Есенин)
«Я ласково влагаю в стих, что всё на

свете повторимо…» (С.Есенин)
Чаще всего выражается прилагательным и наречием. «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком» (С.Есенин)«Я ласково влагаю в стих,

Слайд 9Характеристика эпитетов
Постоянный эпитет: добрый конь, красна девица
Индивидуально-авторский эпитет: «железный сон»

(Ф.Тютчев)
Цветовой эпитет: «алый свет зари» (С.Есенин)
Оценочный эпитет: «кроткая улыбка увяданья»

(Ф.Тютчев)
Метафорический эпитет: «раненое солнце» (В.Маяковский»
Характеристика эпитетовПостоянный эпитет: добрый конь, красна девицаИндивидуально-авторский эпитет: «железный сон» (Ф.Тютчев)Цветовой эпитет: «алый свет зари» (С.Есенин)Оценочный эпитет:

Слайд 10Сравнение




Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них

признаку.
«Как море шумное, волнуется всё войско…» (К.Батюшков)

Сравнение Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.«Как море шумное, волнуется всё войско…» (К.Батюшков)

Слайд 11
Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота
Хорошо и тепло, как

зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки.
б)

сравнительным придаточным предложением
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Сравнение может быть представлено:а) формой сравнительного оборотаХорошо и тепло, как зимой у печки,  И берёзы стоят,

Слайд 12Гипербола
Преувеличение.
Например: «Несу, как сноп овсяный, я солнце на

руках» (С.Есенин)

Гипербола Преувеличение. Например: «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» (С.Есенин)

Слайд 13Литота
Преуменьшение.
Например:
«В больших сапогах, в полушубке овчинном, в

больших рукавицах… а сам с ноготок!.»

Литота Преуменьшение. Например: «В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!.»

Слайд 14Антитеза
Противопоставление, основанное на

параллелизме.

Например: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и

проза, лёд и пламень.»(А.Пушкин»
Ф.Тютчев «День и ночь»

Антитеза   Противопоставление, основанное на     параллелизме.Например: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи

Слайд 15Анафора
Повтор звуков, слов или оборотов в начале отрывков,

из которых состоит высказывание, единоначатие.
Например:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий,

стройный вид.
Анафора Повтор звуков, слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание, единоначатие.Например:Люблю тебя, Петра творенье,Люблю

Слайд 16Параллелизм
Повтор смежных грамматических
конструкций для подчёркивания их единства и

образности.
Например:
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки

синие…» (М.Лермонтов»
«Пела, пела пташечка и затихла;
Знало сердце радости и забыло…» (А.Дельвиг)
Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.Например: «Не сияет на небе солнце красное,Не

Слайд 17Градация
Цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием

значимости.

Например: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

Градация Цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. Например: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

Слайд 18Инверсия
Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во

фразе, создания ритмико-мелодической организации стиха.
При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит

после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: «Свирепствуй, океан мятежный…» (С.Есенин)
Инверсия Нарушение «естественного порядка» слов с целью выделения слова во фразе, создания ритмико-мелодической организации стиха.При необычном порядке

Слайд 19Риторический вопрос
Вопрос, который ставится с целью усиления утверждения

и на него не требуется ответа.

Например:
Куда ты скачешь, гордый

конь,
И где опустишь ты копыта?
Риторический вопрос Вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:Куда ты

Слайд 20Перифраз
Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием

их существенных признаков или указанием на их характерные черты.


Например: «Люблю тебя, Петра творенье!» (сравни: Люблю тебя, Санкт-Петербург!
«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»
Перифраз Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их

Слайд 21Метонимия
Перенос значения одного слова на другое по смежности (материал

– изделие из него, продукт – его производитель и т.д.).


Например: «Я три тарелки съел…» (И.А.Крылов)
Метонимия Перенос значения одного слова на другое по смежности (материал – изделие из него, продукт – его

Слайд 22Повтор
Повтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора)

отрезков текста.

Например:
«На заре ты её не буди,
На

заре она сладко так спит…» (А.Фет)
ПовторПовтор слов подряд, в начале (анафора) или в конце (эпифора) отрезков текста. Например: «На заре ты её

Слайд 23Оксюморон
Сочетание несочетаемого.

Например:
Л.Толстой «Живой труп»
Ю.Бондарев «Горячий снег»

ОксюморонСочетание несочетаемого.Например: Л.Толстой «Живой труп»Ю.Бондарев «Горячий снег»

Слайд 24Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов.

Например: кот наплакал

как кошка с собакой

бить баклуши
ФразеологизмыУстойчивые сочетания слов.Например:  кот наплакал           как

Слайд 25Выполни задания

Выполни задания

Слайд 26I.1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
Татьяна в лес; медведь

за нею.
Собралися люди мудрые.
Всё равно толку не добьёмся, нас восемь

человек, а она такая маленькая.
4.Первый снег опушил у деревьев ресницы.
I.1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.Татьяна в лес; медведь за нею.Собралися люди мудрые.Всё равно толку не

Слайд 272. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
Трамвай с разбега взметнул

зрачки
И внял я неба содроганье.
Швед, русский колет, рубит, режет
Белеет парус

одинокий в тумане моря голубом.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.Трамвай с разбега взметнул зрачкиИ внял я неба содроганье.Швед, русский колет,

Слайд 283. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
Ниже тоненькой былиночки надо

голову клонить.
Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория.
Развалины на прахе

строит минутный человек..
Листьев томный, лёгкий шелест..
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.Как выжженная степь, черна стала жизнь

Слайд 294. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:
«Серёжка

смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены

римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи».
Гипербола
Метафора
Антитеза
Сравнительный оборот
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион,

Слайд 305. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«И он готов

ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Синтаксический

параллелизм
Фразеологизмы

5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться

Слайд 316. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
Лениво дышит полдень

мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво

тают облака.

Повтор
Эпитет
Олицетворение
Метафора

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди

Слайд 327. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
В сто сорок

солнц закат пылал» (В. Маяковский)

Гипербола
Эпитет
Олицетворение
Антитеза

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский)Гипербола ЭпитетОлицетворениеАнтитеза

Слайд 33Ответы
Задание 1 - 4
Задание 2 - 4
Задание 3 - 2
Задание

4 – 3
Задание 5 – 4
Задание 6 –

1
Задание 7 – 1
ОтветыЗадание 1 - 4Задание 2 - 4Задание 3 - 2Задание 4 – 3 Задание 5 – 4

Слайд 34II. Распредели по группам
Гипербола: Инверсия:

Градация:
Сравнение:

Эпитет: Оксюморон:
Метафора: Олицетворение: Антитеза:
1. А сама-то величава-
Выступает будто пава.
2. Ласковый ветер, ледяной взгляд
3. Багровый костёр заката, лунный серп
4. Уж небо осенью дышало..
5. В сто сорок солнц закат пылал
6. Ты и убогая… ты и могучая… матушка Русь!
7. Часы ожили: зашипели, заворчали…и наконец загремели на весь дом.
8. Горячий снег, грустная радость
9. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
10. Хрупкая девушка, туманные мечты
11. Пустых небес прозрачное стекло

II. Распредели по группамГипербола:      Инверсия:       Градация:Сравнение:

Слайд 35III. Рубиновый глаз
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто

это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму

кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
(М.Пришвин.)

III. Рубиновый глазМорозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои

Слайд 36Список используемых источников
Е.А.Зинина. Теория литературы в таблицах.-Москва: Дрофа, 2007

Источник

заимствования картинок неизвестен

Список используемых источников Е.А.Зинина. Теория литературы в таблицах.-Москва: Дрофа, 2007Источник заимствования картинок неизвестен

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика