Разделы презентаций


Метафора

Содержание

Тропы: ГиперболаОлицетворениеЭпитетСравнениеМетафораКакие тропы вы знаете?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тайны метафоры урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
МО «Выборгский

район»
Ленинградской области
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы


Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Тайны метафоры урок литературы, 5 классМОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»МО «Выборгский район» Ленинградской областиАвторы: Ртищева В.Г., учитель

Слайд 2Тропы:
Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Какие тропы вы знаете?

Тропы: ГиперболаОлицетворениеЭпитетСравнениеМетафораКакие тропы вы знаете?

Слайд 3Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
-изображают ;
-рисуют словами картины жизни;
-отличают

один предмет от другого;
-передают отношение, чувства автора.

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?-изображают ;-рисуют словами картины жизни;-отличают один предмет от другого; -передают отношение, чувства

Слайд 4Так что же они выражают?
Мы называем средствами
художественной
выразительности

Гиперболу
Эпитет
Сравнение

Так что же они выражают? Мы называем средствами художественной выразительностиГиперболуЭпитетСравнение

Слайд 5Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть,

представить
Читай… с чувством, с толком, с расстановкой

Знание текста.
Понимание смысла.
Темп, интонация,

паузы.
Выделение тропов при чтении.
Работа воображения (мы представляем картину…).
Передача настроения.
Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представитьЧитай… с чувством, с толком, с расстановкойЗнание

Слайд 6Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижно,

немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец

и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.



Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою,Неподвижно, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он околдован,

Слайд 7Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия

уснувшего леса?

Используйте подсказки:
Эпитет с определяемым словом.
Порядок слов – обратный.
Подразумевается сравнение,

но отсутствует союз КАК.
Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.

«Ц е п ь ю п у х о в о й…»

Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса?Используйте подсказки:Эпитет с определяемым словом.Порядок слов

Слайд 8МЕТАФОРА
Скрытое сравнение
Основа – переносное значение слова
Уподобление по сходству

МЕТАФОРАСкрытое сравнениеОснова – переносное значение словаУподобление по сходству

Слайд 9Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я

родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой

рябины
Горькую кисть.
М.Цветаева
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи: Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья,Я родилась.Спорили сотни Колоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и

Слайд 10Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?
Как вы

понимаете скрытое содержание последней строфы?
Найдите метафоры.
Что в них «зашифровано»?
Какой

скрыт смысл?
Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения?



Почему происходит смена, движение эпитетов:
красную – жаркую – горькую рябину?
Какое символическое значение имеет слово-образ «рябина»?

Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?	 Как вы понимаете скрытое содержание последней строфы?Найдите метафоры.Что в

Слайд 11Варианты толкований:
Символ любви к жизни
Символ испытаний, тревог, преодолений
Символ пути

Варианты толкований:Символ любви к жизниСимвол испытаний, тревог, преодоленийСимвол пути

Слайд 12Примеры метафор:
существительное:
утро года
в багрец и золото одетые леса
прилагательное
золотые руки
золотое сердце
глагол
блистать

эрудицией
рябина зажглась

Примеры метафор:существительное:утро годав багрец и золото одетые лесаприлагательноезолотые рукизолотое сердцеглаголблистать эрудициейрябина зажглась

Слайд 13Выразительная сила метафоры:
Подчеркивает самый существенный признак
Создает индивидуальный образ
Производит эмоциональный эффект
Требует

духовного усилия, воображения, работы ума

Выразительная сила метафоры:Подчеркивает самый существенный признакСоздает индивидуальный образПроизводит эмоциональный эффектТребует духовного усилия, воображения, работы ума

Слайд 14Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил

… веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. …

иней опушил … березку, словно … . Впереди Новый год – праздник … .

Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину

Зимний деньМороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают

Слайд 15Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег.

Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают

пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав.
Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь.

Слайд 16 КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ? -ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ -ЕСЛИ СОЗДАЕТ

НАСТРОЕНИЕ -ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ -ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ -ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ

ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО-НОВОМУ

Подведем итоги

КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ? -ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ -ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ -ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ

Слайд 17Домашнее задание
Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть
Составить монологический ответ
о метафоре

Домашнее заданиеВыучить стихотворение М. Цветаевой наизустьСоставить монологический ответ о метафоре

Слайд 18Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи.

Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к

газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981

Список использованной литературыШкольный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002Литература.

Слайд 19
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных

О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения:

учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008Литература: анализ

Слайд 20Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
www. Ru.wikipedia.org
http:// russlovesnost.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/

- Все образование Интернета
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/

-Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Список использованных материалов, Интернет-ресурсовwww. Ru.wikipedia.orghttp:// russlovesnost.http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»http://all.edu.ru/ - Все образование ИнтернетаРусский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Теги

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика