Слайд 1Театральный роман
Роковые яйца
Дьяволиада
Собачье сердце
Мастер и Маргарита
Белая гвардия
М А С Т
Е Р
Слайд 2
МИХАИЛ
АФАНАСЬЕВИЧ
БУЛГАКОВ
1891 - 1940
Слайд 4
Родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность
Булгакова прошли в Киеве. В 1909 г. Булгаков поступает на
медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.- Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925-1927).
Слайд 5На втором курсе Михаил сделал предложение юной Татьяне Лаппа –
Тасе.
Первая мировая война изменила быт и мечты молодоженов. Михаил
добровольцем поехал на фронт, верная Тася – сестра милосердия – ассистировала ему во время операций.
Верная Тася стирала, готовила, продавала вещи на рынке. «Он везде ходил, а я дома сидела». А Михаил однажды пришел с бутылкой шампанского: «Простимся?» Неповторимые слова ТЫ ДЛЯ МЕНЯ ВСЁ упали с небес и рассыпались, как хрустальная ваза.
Слайд 6Новая любовь Булгакова – Любовь Евгеньевна Белозёрская – проявляла живейший
интерес к литературе. Прелестная собеседница призналась, что давно обратила внимание
на необыкновенно свежий язык, мастерство диалога и такой неназойливый юмор Булгакова. «Собачье сердце» привело её в восторг
Любовь Евгеньевна вошла в жизнь Булгакова как праздник, как любимая, желанная женщина.
Слайд 7Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и
Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с
раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами,-"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.).
Слайд 8«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»( 1925 г.)
Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным предвидением
и умными руками, не предполагает, что в результате его опыта
по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков – человекообразныый монстр.
Булгаковский Шариков совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки – в санитары по очистке города от бродячих собак и котов. Преследование своих – характерная черта шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.
Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала. Профессором движет эгоизм его научного разума. Бюрократической системе наука не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, даже если это пустое место, оформив всё это соответствующими документами.
«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры. «Это остроумный памфлет, но печатать его ни в коем случае нельзя» (Каменев Л.Б.)
Слайд 9«Ты для меня всё, ты заменила весь земной шар», -
сказал Булгаков уже Елене Сергеевне. Она бросила мужа и двух
сыновей и 4 октября 1932 года стала Булгаковой. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нём, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. В 1967 – 1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита»
Слайд 10"Мастер и Маргарита"
Время начала работы над "Мастером и Маргаритой" Булгаков
в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В
первой редакции роман имел варианты названий "Черный маг" , "Копыто инженера" , "Жонглер с копытом" , "Сын В." , "Гастроль" . Первая редакция "Мастера и Маргариты" была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы "Кабала святош" . Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: "И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…" Работа над "Мастером и Маргаритой" возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок "Фантастический роман" и варианты названий "Великий канцлер" , "Сатана" , "Вот и я" , "Черный маг" , "Копыто консультанта" .
Слайд 11Страницы рукописи ранней редакции романа «Мастер и Маргарита». Начало 1930-х
годов.
28 марта 1930 г.: "И лично я, своими руками, бросил
в печку черновик романа о дьяволе…" . Работа над "Мастером и Маргаритой" возобновилась в 1931 г. А 2 августа 1933 г. Булгаков сообщал своему другу писателю В. Вересаеву: "В меня… вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошу это" . Однако Булгаков уже больше не бросал "Мастера и Маргариту" и с перерывами, вызванными необходимостью писать пьесы, инсценировки и сценарии для заработка, продолжал работу над романом практически до конца жизни.
Слайд 12« Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой новой
главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это
необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем это он пишет? На что он рассчитывает? И ведь это же может… навлечь! Как бы осторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…»
(Из «Драматических сочинений» С. Ермолинского ).
« Не верю в светильник под спудом, - говорил Булгаков. – Рано или поздно писатель всё равно скажет то, что хочет сказать».
Слайд 13«Дом Маргариты». Отсюда она совершила свой первый полёт
В этом подвальчике
Мастер писал свой роман
Роман был дописан.
«И я вышел в жизнь,
держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».
«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом»
Слайд 14Последний портрет Мастера. «Значит, я не узник! Значит, я увижу
свет!» Не увидел…
«Не умереть, пока не закончу»
За три недели до
смерти, ослепший, измученный страшными болями, он прекратил редактировать роман.
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич заснул, и так ровно и глубоко было его дыхание, что жена поверила: свершилось чудо, он поборол болезнь! Но вот по лицу прошла лёгкая судорога, он как-то скрипнул зубами, и жизнь тихо-тихо ушла от него.
«Для его славы уже ничего не нужно, но он нужен для нашей славы»
Слайд 15Бронзовый барельеф на стене дома № 13 по Андреевскому спуску
в Киеве.
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного
куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
А.А.Ахматова