Слайд 1Парк имени А.С. Пушкина
Парк Пушкина - маленький зеленый оазис посреди
шумного города. Казалось, он был в Челябинске всегда. Но мы
уже отметили 100-летие парка. А началось все так.
Слайд 2В 1908 году при строительстве шоссе между вокзалом и городом
сохранили березовую рощу, а в ней стали благоустраивать сад общественного
собрания. Всего за год построили деревянный летний театр и эстрада, ресторан с открытой верандой, комнату для азартных игр.
Слайд 3Когда дорога была построена, в горсаду по вечерам стали проводиться
концерты симфонического оркестра. На его содержание даже было выделено 40
рублей. Сумма по тем временам немалая.
Интересно отметить, что тогда к музыкантам предъявлялись не только профессиональные требования. Каждый оркестрант должен был иметь черный костюм с белой манишкой с накрахмаленным воротничком, бабочку и блестящие штиблеты. Поэтому дирижеру приходилось заботиться не только о качестве игры, но и о полном обеспечении музыкантов.
Слайд 4Устраивались в парке и «невиданные зрелища». Именно здесь в сентябре
1911 года челябинцы увидели полет аэроплана системы «Блерио». Вот что
пишет об этом очевидец: «Наконец-то и челябинцы удостоились видеть человека, победившего воздух». В общем, парк был любим и посещаем.
Слайд 6Улицы дореволюционного Челябинска, к сожалению, не были избалованы памятниками. Единственной
скульптурой была скульптура "Дети под дождем", украшавшая фонтан в парке.
История появления этой скульптуры до сих пор неясна. Как гласит одна из легенд, в нашем жил купец, у которого утонули сын и дочь, и он решил увековечить память о своих детях, заказав фонтан-скульптуру "Дети под дождем". По другой легенде, фонтан и скульптура - это подарок городу, сделанный одним из богатых купцов Челябинска.
Слайд 7В 1953 году памятник-фонтан был демонтирован как элемент старой буржуазной
культуры. Скульптура долгое время валялась на складе парка, а в
1983 году была передана в Челябинский областной краеведческий музей, где находится до сих пор. . Летом 2001 года в парке появилась точная копия прежней скульптуры.
Слайд 8Имя Пушкина городской сад получил в 1937 году, в 100-летие
гибели поэта. На главной площадке установили гипсовый бюст А.С. Пушкина,
и около него всегда были цветы. 13 сентября 1983 года в парке был открыт новый памятник. Авторы памятника скульпторы Лев и Энрика Головницкие и архитектор Семейкин. Бюст отлит в бронзе. Высота памятника 5 метров. Постамент выполнен из гранита. Блок для пьедестала весил 3-4 тонны, его привезли из Екатеринбурга.
Слайд 9И памятник поэту встал
У нас в Челябинске
недаром!
… Он – в
каждом доме.
Это значит,
Что нам, живущим у огня,
Он с темпераментом
горячим
По духу
творчества родня!
Ася Горская
Слайд 10В 2001-02 годах был создан детский городок «У Лукоморья». Городок
создали студенты кафедры архитектуры ЮУрГУ под руководством профессиональных архитекторов.
Слайд 11В городке поселились фигуры, изображающие героев сказок Пушкина. Все герои
оформлены по-особенному, теплыми тонами.
Слайд 12 Большой вклад внес в реконструкцию сада челябинский скульптор Алексей
Тишин. Он был светлым и добрым человеком. Казалось, что он
всех согревал просто своим присутствием. Согревая всех, горел сам, поэтому его жизнь и оказалась такой короткой. Его не стало в 31 год, но его скульптуры остались.
Слайд 13Внутри городка «Лукоморье» стоит еще один памятник поэту. Предположительно, это
стилизованная копия памятника работы Опекушина.
Слайд 14А недавно появилась Аллея телевидения. Ее открыли в честь 50-летия
телевидения на Южном Урале. Она протянулась от телевизионной вышки до
драмтеатра. На дорожке установили 18 табличек с логотипами телеканалов Южного Урала. Рядом с именными плитами журналисты высадили молодые деревья.
Слайд 15В глубине парка сохранился старый элеватор. Здание элеватора, когда-то построили
на окраине города. Элеватор этот сооружение уникальное. Само здание построено в
стиле модерн. Причем все конструкции отечественного производства, в то время наши технологии строительства были одними из лучших в мире. Таких было построено всего 20 элеваторов!
Элеватор скоро стал символом города. Здание в ту пору напоминало небоскреб.
Слайд 16Перед нами здание ДК железнодорожников. Это действительно настоящий дворец! Но
присмотритесь: какими скромными средствами, материалами достигнута его дворцовая торжественность.
Слайд 17Свое начало он берет в 1902 году, когда «при стечении
почтеннейшей публики состоялось открытие Собрания железнодорожных служащих». Это был первый
очаг культуры Челябинска.
В нем были созданы коллективы художественной самодеятельности, передвижная библиотека. В клубе проводились семейные, производственные, антирелигиозные вечера, диспуты, спектакли, карнавалы. В 1932 творческими силами клуба был организован 1-й передвижной клуб-вагон им. В. И.Ленина. Железнодорожники отдаленных станций всегда с нетерпением ожидали прибытия вагона-клуба.
Слайд 18К 1951 году творческим коллективам стало тесно в стенах клуба,
и было построено новое здание. Помещение старого клуба стало филиалом
ДК ЖД, здесь разместились кинозал и детская библиотека.
Как поется в одной из песен прославленной студии «Мечта»:
100 лет – еще немного,
100 лет – уже немало.
Железная дорога
Таланты открывала.
Слайд 19Рядом вы видите небольшой, старой конструкции паровоз. У него удивительная
история.
Слайд 20В апреле 1920 года челябинские железнодорожники устроили субботник, подняли машину
с «паровозного кладбища», отремонтировали во внеурочное время. Более ста рабочих
и настойчиво трудились над ее восстановлением. Паровозу дали название «Коммунар». Рабочий-художник изобразил на нем герб Советской Республики, нарисовал на тендере картину, любовно выписал: «Вперед без страха и сомнения, «Коммунар»!»,
Слайд 21Приближалось пятидесятилетие Владимира Ильича Ленина, и челябинские железнодорожники - решили
отправить дорогому вождю возрожденный их руками локомотив и стихи безвестного
поэта:
Из мрака прошлого, из
рабства испытаний
Ты мчи нас в мир любви
и братского труда.
Где нет ни слез, ни тьмы,
Где нет глухих страданий.
Где светит нам одна
лишь красная звезда.
Слайд 22Было решено отправить не один только паровоз, а целый состав
из отремонтированных во внеурочное время вагонов и загрузить их хлебом
(двадцать семь тысяч пудов) для голодающих пролетариев столицы.
Делегация челябинских железнодорожников встретилась тогда с Лениным.
Ныне «Коммунар» стал памятником, реликвией.
Слайд 23Через улицу от ДК железнодорожников по проекту архитектора Марии Мочаловой
был построен железнодорожный техникум; здание техникума, по замыслу архитектора, должно
было быть и серьезно и выразительно, но не претендовать на первую роль, хотя по высоте и больше ДК, должно подчиняться ему. Этому деликатному обстоятельству пришлось посвятить немало усилий. Пришлось «сбивать» скульптуры (еще в проекте отказаться от них), многое упростить. Примечательностью здания является цилиндрический объем на углу с круглыми колонными залами под купольными сводами на каждом этаже.
Слайд 24Не смотря на такие разные объекты нашей экскурсии, все они
объединены невидимой нитью. Это и улица Цвиллинга, на которой они
располагаются. Раньше она называлась Шоссейной, потому, что была единственной мощеной улицей. Улицей, которая вела к «воротам города» - к вокзалу. Именно благодаря железной дороге появились все объекты, о которых я вам рассказывала. И я приглашаю вас продолжить путь к началу нового индустриального Челябинска – к железнодорожному вокзалу. Можно совершить воображаемое путешествие на поезде «Красный коммунар».