Слайд 1«Надо жить, надо верить, надо любить» (Л.Н.Толстой)
Читаем сцены
II тома романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
Учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ п. Забайкальск Забайкальского края.
Турушева Любовь Ивановна.
Слайд 2Бессмысленной войне 1805 г. Толстой противопоставляет ту жизнь, которую считает
настоящей:
«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами
здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, поэзии, науки, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонопарте и вне всех возможных преобразований»
Слайд 3
Герои Толстого совершают ошибки и
мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей.
Они находятся в постоянном поиске смысла жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», - в этом, считал Л.Н.Толстой, заключается единство характера.
Слайд 4«Один живой человек среди всего нашего света» (князь Андрей о
Пьере)
Читаем и обсуждаем часть
2, гл. 2-5; 12, ч. 3, гл. 7-10; ч. 5, гл. 1
Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смысла, цели жизни необходимы прежде всего. После дуэли с Долоховым, после расстрела поджигателей мир для него превратился в кучу бессмысленного сора. Заблуждением и ложью обернулось и масонство. Братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, а герою нужен выход в мир. Пьер вновь оказывается в тупике.
Слайд 5«Чтоб жить честно…»
После смерти жены
князь Андрей чувствует себя виноватым – и это великое человеческое
достоинство. Но ему свойственен надменный аристократизм, жёсткость и гордость – фамильные черты Болконских .
Слайд 6 Читаем и обсуждаем ч. 2,
гл.12.
«И в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое,
вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе… Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась…его новая жизнь».
Читаем и обсуждаем ч. 2, гл.12.
«И в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо… и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе… Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась…его новая жизнь».
Слайд 7«Жить для других»
читаем и обсуждаем ч.3, гл. 1, 3.
«Нет, жизнь не кончена в 31
год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы… не для одного меня шла моя жизнь…»
Слайд 8И девочка ликует
и смеётся ,
Охваченная счастьем бытия.
Н. Заболоцкий
Сущность её жизни
- любовь
Слайд 15
«Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная
и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой.
Слайд 16
Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был
одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно.
Слайд 19
…едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она
зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от
него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…
Слайд 20 Читаем и обсуждаем ч. 4, гл.3-5.
Сцена охоты подчёркивает
близость Ростовых к простому народу и природе. Азарт охоты объединяет
всех: крепостных и господ.
Слайд 21В доме дядюшки
«Где, как, когда всосала в себя из того
русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,
этот дух, откуда взяла она эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские…»
продолжается в сценах взаимоотношений
Наташи с Анатолем Курагиным. Наташа -
дичь в безнравственной охоте Анатоля. Она
живёт инстинктом, но именно инстинкт
подсказывает ей правду яснее и чище всех иных
способов. Когда, казалось, ещё не случилось ни-
чего дурного, она обменялась лишь с Анатолем
дурным взглядом, «инстинкт говорил ей,
что вся прежняя чистота любви её к князю
Андрею погибла». И в самом деле случи-
лось именно это.
Слайд 23
Создатель «Войны и мира» раскрыл
тайну очарования.
Она – в природной естественности. Тогда как мыслящие герои ищут
истину на протяжении всей жизни, Наташе она открыта самой природой. «Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно себя отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде. Наташа не умеет рассуждать о жизни… Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у неё … с безграничной любовью, в которой заключён спасительный призыв к жизни» (из книги Л.Д.Опульской «Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»).
Слайд 24
СЛОВАРЬ.
Масонство – религиозно-философское течение, возникшее во
Франции в XVIII веке. Масоны в России, объединившиеся в тайные
организации (ложи), призывали к нравственному самоусовершенствованию. В 1822 г. Масонские ложи были запрещены правительством России, так как будущие декабристы, войдя в масонские организации, использовали их в своих политических целях.