Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии
XX века;
Проследить поэтическую эволюцию поэтов;
Акцентировать внимание на том, что обусловило
репрессии по отношению к ним советской власти;
Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
Слайд 4Николай Клюев (1884 - 1937гг) Сергей Есенин (1885 - 1925гг)
Сергей Клычков (1889 - 1937гг) Александр Ширяевец (1887 - 1924гг)
Петр Орешин (1887 - 1938гг)
Слайд 5СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ:
Глубокие фольклорные традиции;
В центре творчества – рассказ о
горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье;
Лейтмотив творчества
– гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство;
Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
Слайд 6Николай Клюев
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням
двора пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом
Слайд 7Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов
Над землей пролетит Н.Клюев
Слайд 9Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии
Гордился своим
древним старообрядческим крестьянским родом
Возводил свои истоки к «неистовому протопопу» Аввакуму
Творил
художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного
Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой
Слайд 11Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,-
Гремел
мой прадед Аввакум!
Слайд 13Н.С.Гумилев:
«На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и
бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы
предутренние тучи, зори росные весны»
Слайд 15Песенная, фольклорная стихия творчества
Изба – святилище земли,
С запечной тайною и
раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем…
В твоих глазах дымок от
хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат –
Твои певучие чернила…
(Посвящено С.Есенину)
Слайд 16Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения;
Был широко образованным
человеком: знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку,
французский и немецкий языки
Слайд 17Хронология жизни
1905 год – принимал участие в революционных явлениях
1906 год
- заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму
1917
год – с восторгом встретил революцию
1918 год – вступил в большевистскую партию
1920 год – исключен за религиозные убеждения
1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске
1937 год - расстрел
Слайд 18Из писем Н.Клюева:
«Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще
слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее
головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
Слайд 19Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»?
Стихотворение «Клеветникам
искусства»
Цикл стихов «Разруха»
Поэма «Погорельщина»
Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии
Слайд 20Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует
призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло
бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
Слайд 21Сергей Клычков (Лешенков)
За туманной пеленою
На реке у края,
Он пасет себе
ночное,
На рожке играя…
Слайд 22Своеобразие лирики:
Интерес к древнеславянской мифологии
Фольклорные мотивы
Простота поэтической формы, сюжета
Прозрачность содержания
Высший
идеал – природа
Тяготение к календарной обрядовой лирике
Поэтизация сельской природы, крестьянского
труда, народных праздников
Лирический герой – одинокий мечтатель
Слайд 24Борода у него - мелкий дождичек, в бороде у него
- дуга-радуга, а в руках подожок- подорожничек, - собрапся старина,
видно, надолго...
Слайд 26Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед -
собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков
и Лада –
образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта
Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада – сеет,
Вкруг её синеет.
Слайд 28Стихотворение «Предчувствие» (1917год)
Та же Русь без конца и без края,
И
над нею дымок голубой –
Что же я не пою, не
рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
Слайд 29Петр Васильевич Орешин
(1887-1938гг)
Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут
хаты,
Поднявшись в неизвестный путь
Слайд 30Родом из Саратова, отец – из крестьян
Окончил 3 класса городского
училища
Подолгу жил в деревне
Скитался по Поволжью в поисках заработка
Впервые напечатался
в 1911 году
Первый сборник – «Зарево» в 1918 году
Слайд 31СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ:
Образы и мотивы природы
Фольклорно-сказочные мотивы
Внимание к деревенскому укладу
Внимание к
социальным темам, темам бедности и богатства
Отражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни
Слайд 32В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции,
приветствуя изменения в стране
« Комсомольцы»
«В покосе соревнуются бригады»
«На тракторе сидел
я, управляя…»
«Золотая соха»
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам, как мачеха, ласкаешься!
Слайд 33ИТОГ УРОКА:
Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной
земле, беспокойство за её будущее.
Их поэзия безыскусна и очень искренна
Тревога
за судьбу красоты в живом мире, в душе человека
Слайд 34Источники:
И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 11 класс
-
Москва: «Вако», 2009