Слайд 1
«Нравственно -духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста через казахские народные
сказки»
Выполнила воспитатель КГКП «Центр эстетического развития»
ясли – сад № 15
«Бөбек»
Ельмуратова Т. А.
Слайд 2Объект исследования: процесс усвоение детьми этических норм и нравственных качеств
Предмет
исследования: знакомство с казахскими народными сказками по средством разнообразных методов
и приемов
Цель: изучение нравственно- духовного воспитания старших дошкольников в детском саду через казахские народные сказки.
Слайд 3Задачи исследования:
Углубленное изучение теоретических основ по данной теме.
Раскрытие специфики нравственного
воспитания посредством казахской сказки
Выявление уровня нравственных чувств и представлений у
дошкольников.
Выявление наиболее эффективных методических приемов работы над сказкой
Слайд 4Гипотеза:
Мы предполагаем, что использование казахской сказки в воспитательно-образовательном процессе будет
способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников, таких
как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.
Слайд 5Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной
группах
Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной
группах (заключительный этап)
Слайд 6Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений
Уровень развития нравственных
представлений (заключительный этап)
Слайд 7Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет
собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей
в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Слайд 8Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками
нравственных представлений и формированию нравственных чувств мы обратились к народной
педагогики. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому мы моделировали реальные жизненные ситуации, проводили тренинги, знакомили детей с казахскими народными сказками, проводили беседы. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.
Слайд 9Методические рекомендации:
1. Работу по формированию у детей нравственных чувств и
представлений начинать в дошкольном возрасте.
2. Для формирования у дошкольников нравственных
представлений использовать элементы этнопедагогики (в частности народные сказки).
3. Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.
4. Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
5. Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.
6. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.
7. Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.
Слайд 10В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному
формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе
нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:
1. Для формирования нравственных представлений и чувств у дошкольников необходим образец для подражания, поэтому, прежде всего, в дошкольном учреждении следует создать правильный стиль взаимоотношений между педагогами и детьми, а также между взрослыми членами коллектива.
2. Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием казахской народной сказки осуществляется с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
3. Знания и представления о моральных нормах закрепляются и уточняются в самостоятельной игровой деятельности.
4. Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.
5. Значительное влияние на формирование нравственных представлений и чувств у детей оказывают беседы, проводимые после знакомства детей с казахскими народными сказками.
6. Беседа строится так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.
7. Педагог создает такие жизненные ситуации, которые заставляют ребенка использовать свой жизненный опыт, а также обращаться к знаниям, полученным на занятиях.
На основании заключительных результатов мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
Слайд 11 Методы и приемы:
Моделирование сказок
Пиктографические изображения
Выразительные движения
Проблемные
ситуации
Творческие задания
Игровые задания:
Беседы нравственного характера
Слайд 12 Моделирование сказок:
Использование моделей
для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей
сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Слайд 13
Пиктографические изображения:
Ребенок (сначала
вместе со
взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться
"планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Слайд 14 Выразительные движения:
Главной задачей при использовании
в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей
детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Слайд 15 Проблемные ситуации:
Выход из проблемной
ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации
активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему Алдар-Косе оказался сильнее бая?
Почему поссорились лиса и заяц?
Слайд 16 Творческие задания:
Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение
творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового
образа, рисунка, сказки). Приведем примеры творческих заданий:
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Придумывание своей сказки (по аналогии, по алгоритму).
- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
- Сказки, но по-новому: Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами;
- Продолжи сказку;
- От точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее;
- нарисуй сказку.
Слайд 17 Игровые задания:
- "Составить портрет героя сказки" (Художественное,
эмоциональное развитие);
- "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек
2-х цветов);
- "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).
Слайд 18 Беседы на темы:
«Трудно ли быть честным?»
«Как
сдержать свое слово?»
Обсуждение некоторых человеческих качеств
Составление
правил например :
1. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться взять себе самое лучшее. и т.д.
Слайд 19 Результаты эксперимента :
-
Значительно чаще дети стали обращаться за помощью к сверстникам.
- Возникает
положительная эмоциональная реакция на просьбу товарища.
- Споры из-за игрушек стали разрешаются мирным путем.
В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми.
Слайд 20 Методические рекомендации:
1. Работу
по формированию у детей нравственных чувств и представлений начинать в
дошкольном возрасте.
2. Для формирования у дошкольников нравственных представлений использовать элементы этнопедагогики (в частности народные сказки).
3. Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.
4. Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
5. Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.
6. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.
7. Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.
Слайд 21«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»
Джон Локк