Слайд 1
«Нравственно -духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста через казахские народные
                                                            
                                    
сказки»
Выполнила воспитатель КГКП «Центр эстетического развития»
ясли – сад № 15
                                    «Бөбек»
Ельмуратова Т. А.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Объект исследования: процесс усвоение детьми этических норм и нравственных качеств
Предмет
                                                            
                                    
исследования: знакомство с казахскими народными сказками по средством разнообразных методов
                                    и приемов
Цель: изучение нравственно- духовного воспитания старших дошкольников в детском саду через казахские народные сказки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Задачи исследования:
Углубленное изучение теоретических основ по данной теме.
Раскрытие специфики нравственного
                                                            
                                    
воспитания посредством казахской сказки
Выявление уровня нравственных чувств и представлений у
                                    дошкольников.
Выявление наиболее эффективных методических приемов работы над сказкой
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Гипотеза:
Мы предполагаем, что использование казахской сказки в воспитательно-образовательном процессе будет
                                                            
                                    
способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников, таких
                                    как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной
                                                            
                                    
группах
Сравнительный анализ эмоциональной оценки моральных норм в экспериментальной и контрольной
                                    группах (заключительный этап)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Результаты методики 2. Уровень развития нравственных представлений 
Уровень развития нравственных
                                                            
                                    
представлений (заключительный этап)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Нравственное воспитание дошкольников в комплексе с другими видами воспитания представляет
                                                            
                                    
собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей
                                    в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми педагогам необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками
                                                            
                                    
нравственных представлений и формированию нравственных чувств мы обратились к народной
                                    педагогики. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому мы моделировали реальные жизненные ситуации, проводили тренинги, знакомили детей с казахскими народными сказками, проводили беседы. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Методические рекомендации:
1. Работу по формированию у детей нравственных чувств и
                                                            
                                    
представлений начинать в дошкольном возрасте.
2. Для формирования у дошкольников нравственных
                                    представлений использовать элементы этнопедагогики (в частности народные сказки).
3. Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.
4. Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
5. Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.
6. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.
7. Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному
                                                            
                                    
формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе
                                    нравственных отношений между детьми и взрослыми. Были сделаны следующие выводы:
1. Для формирования нравственных представлений и чувств у дошкольников необходим образец для подражания, поэтому, прежде всего, в дошкольном учреждении следует создать правильный стиль взаимоотношений между педагогами и детьми, а также между взрослыми членами коллектива.
2. Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием казахской народной сказки осуществляется с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
3. Знания и представления о моральных нормах закрепляются и уточняются в самостоятельной игровой деятельности.
4. Желательно непосредственное включение педагога в игру. Взяв на себя второстепенную роль, педагог остается непосредственным участником игры и в тоже время осуществляет руководство игрой. Одобрение, высказанное взрослым в игровой форме, придает уверенность в правильности своих действий, а предъявляемые требования воспринимаются детьми доброжелательно.
5. Значительное влияние на формирование нравственных представлений и чувств у детей оказывают беседы, проводимые после знакомства детей с казахскими народными сказками.
6. Беседа строится так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.
7. Педагог создает такие жизненные ситуации, которые заставляют ребенка использовать свой жизненный опыт, а также обращаться к знаниям, полученным на занятиях.
На основании заключительных результатов мы разработали методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 11  Методы и приемы:
Моделирование сказок
Пиктографические изображения 
Выразительные движения 
Проблемные
                                                            
                                    
ситуации
Творческие задания
Игровые задания:
Беседы нравственного характера
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12  Моделирование сказок:
     Использование моделей
                                                            
                                    
для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей
                                    сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
     Можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13  
 Пиктографические изображения:
    Ребенок (сначала
                                                            
                                    
вместе со
  взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться
                                    "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14  Выразительные движения:
   Главной задачей при использовании
                                                            
                                    
в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей
                                    детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15  Проблемные ситуации:
    Выход из проблемной
                                                            
                                    
ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации
                                    активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему Алдар-Косе оказался сильнее бая?
Почему поссорились лиса и заяц?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16  Творческие задания:
Могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение
                                                            
                                    
творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового
                                    образа, рисунка, сказки). Приведем примеры творческих заданий:
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Придумывание своей сказки (по аналогии, по алгоритму).
- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
- Сказки, но по-новому: Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами;
- Продолжи сказку;
- От точек - к сказке: точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее;
- нарисуй сказку.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17  Игровые задания:
 - "Составить портрет героя сказки" (Художественное,
                                                            
                                    
эмоциональное развитие);
  - "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек
                                    2-х цветов);
  - "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18  Беседы на темы:
 «Трудно ли быть честным?»
 «Как
                                                            
                                    
сдержать свое слово?» 
   Обсуждение некоторых человеческих качеств
Составление
                                    правил например :
1. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться взять себе самое лучшее. и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19       Результаты эксперимента :
-
                                                            
                                    
Значительно чаще дети стали обращаться за помощью к сверстникам.
- Возникает
                                    положительная эмоциональная реакция на просьбу товарища.
- Споры из-за игрушек стали разрешаются мирным путем.
     В ходе формирующего эксперимента были определены условия, способствующие более успешному формированию нравственных чувств и представлений и возникновению на их основе нравственных отношений между детьми и взрослыми. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20       Методические рекомендации:
1. Работу
                                                            
                                    
по формированию у детей нравственных чувств и представлений начинать в
                                    дошкольном возрасте.
2. Для формирования у дошкольников нравственных представлений использовать элементы этнопедагогики (в частности народные сказки).
3. Работа должна проводиться комплексно и целенаправленно.
4. Полученные знания и умения закреплять в самостоятельной игровой деятельности, режимных моментах.
5. Ежедневно проводить беседы нравственного содержания, тренинги.
6. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям при подготовке к театрализованным играм.
7. Поддерживать интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, организуя тематические выставки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»
Джон Локк