Слайд 1На всех парусах
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
Слайд 2Предыстория
В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на
парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной причиной того, что
ему «посоветовали» уйти из Московского университета. Лермонтов едет в Петербург, мечтая о переводе, но ему предлагают поступить на 1 курс, что означало потерять 2 года. Расстроенный, он поступает в школу гвардейских прапорщиков, где его свободолюбивую натуру стали давить муштрой.
Слайд 3Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в
тягость, как другим;
Тоска блуждает на моём челе.
Я холоден и горд;
и даже злым
Толпе кажуся…
Так писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Но за внешней холодностью скрывалась тонкая, нежная, одинокая душа.
Слайд 4Представьте, что в вашей жизни наступил момент, когда вас никто
не понимает, всем безразлично, что вы чувствуете.
Вы одиноки.
Попробуем ваше
состояние описать в стихах!
Игра «буриме»
_________________________одиночество
_________________________хочется
_________________________грусть
_________________________пусть
Одиночество, одиночество…
В одиночестве плакать хочется.
Обнимает за плечи грусть,
Прижимает к себе – ну и пусть!
Слайд 6Именно в такой момент грусти и написано стихотворение «Парус»
Каким настроением
пронизано стихотворение?
Литературоведческий эксперимент
Пробуйте сами проанализировать следующие четверостишия «Паруса»
Слайд 7На сколько частей можно разделить стихотворение Лермонтова?
Слайд 8Анализ 1 строфы
Какие прилагательные помогают нам увидеть картину происходящего?
Эпитет –
образное определение, красочное прилагательное.
Вслушайтесь в первые две строчки стихотворения. Какие
повторяющиеся звуки ловит ваш слух?
Гласные как бы удлиняют слово, делают интонацию спокойной, протяжной.
Ассонанс – созвучие гласных звуков.
Многоточие даёт нам возможность остановиться, подумать, представить.
Следующие две строки вносят в стихотворение чувство тревожности. Автор задаёт вопросы, на которые сам не может ответить.
Слайд 9Анализ 2 строфы
Картина спокойствия сменилась…бурей. Исчезли эпитеты, сменилась интонация, фразы
стали короткие, обрубленные.
Какие здесь звуки преобладают?
При помощи согласных звуков рождается
звукопись.
Аллитерация – приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
Что выражает восклицательный знак в строфе?
Слайд 10Анализ 3 строфы
После шторма опять безмятежность. Снова появились эпитеты, и
интонация стала плавной, неторопливой.
Найдите в 2 последних строчках самые важные
слова,
на которые падает логическое ударение.
Парадокс – противоречие, которое возникает при логической правильности хода рассуждения
Антитеза – резкое противопоставление, противоположность образов и понятий.
Поищем антитезу в других строфах стихотворения.
Далёкой – родной
Ищет – кинул
Ищет – бежит
Инверсия – обратный порядок слов, сопровождаемый перенесением интонационного центра.
Найдите примеры инверсии в стихотворении.
Слайд 11А вы не задумывались, почему парус назван «мятежным»?
Олицетворение – такое
изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ
– даром речи, способностью мыслить, чувствовать.
Значит, парус – это человек, а море…
Что обозначает выражение «плыть по течению», «зайти в тихую гавань»?
Что же ищет человек-парус в жизни?
Он ищет гармонию.
Человек всегда находится в вечном поиске. И даже пройдя через бурю, он не останавливается, а ищет дальше.
Слайд 12Как вы понимаете выражение «на всех парусах»?
Ваша жизнь несётся на
всех парусах. Вы учитесь постигать жизнь, чтобы в будущем, как
парус, выйти в открытое море.
Слайд 13Ритмический анализ стихотворения «Парус»
Вспомните, какие бывают стихотворные размеры.
И-ВАН (двустопный ямб)
ВА-НЯ
(двустопный хорей)
ВА-НЕЧ-КА (трехстопный дактиль)
ВА-НЮ-ША (трехстопный амфибрахий)
И-О-АНН (трехстопный анапест)
Слайд 14Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер.
Определите рифму в
стихотворении.
М.Ю.Лермонтов «Парус».
Бе-ле-ет – па-рус
– о-ди-но-кий
В ту-ма-не – мо-ря – го-лу-бом!..
Что – и-щет – он - в стра-не – да-лё-кой?
Что – ки-нул – он - в кра-ю – род-ном?
- / - / - / - / -
- / - / - / - /
Четырёхстопный
ямб.
Слайд 15Рифма?
Белеет парус одинокий а
В тумане моря голубом!.. б
Что
ищет он в стране далёкой?
а
Что кинул он в краю
родном? б
Перекрёстная рифма.
Слайд 17 Нарисуйте свой парус.
Макарова Евгения, 1998 год