Разделы презентаций


"Парус" М.Ю. Лермонтов - анализ

Содержание

Предыстория В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной причиной того, что ему «посоветовали» уйти из Московского университета. Лермонтов едет в Петербург, мечтая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1На всех парусах
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

На всех парусахАнализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

Слайд 2Предыстория
В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на

парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной причиной того, что

ему «посоветовали» уйти из Московского университета. Лермонтов едет в Петербург, мечтая о переводе, но ему предлагают поступить на 1 курс, что означало потерять 2 года. Расстроенный, он поступает в школу гвардейских прапорщиков, где его свободолюбивую натуру стали давить муштрой.
Предыстория В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной

Слайд 3Никто не дорожит мной на земле, И сам себе я в

тягость, как другим; Тоска блуждает на моём челе. Я холоден и горд;

и даже злым Толпе кажуся…

Так писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Но за внешней холодностью скрывалась тонкая, нежная, одинокая душа.

Никто не дорожит мной на земле, И сам себе я в тягость, как другим; Тоска блуждает на

Слайд 4Представьте, что в вашей жизни наступил момент, когда вас никто

не понимает, всем безразлично, что вы чувствуете. Вы одиноки.
Попробуем ваше

состояние описать в стихах!
Игра «буриме»
_________________________одиночество
_________________________хочется
_________________________грусть
_________________________пусть
Одиночество, одиночество…
В одиночестве плакать хочется.
Обнимает за плечи грусть,
Прижимает к себе – ну и пусть!
Представьте, что в вашей жизни наступил момент, когда вас никто не понимает, всем безразлично, что вы чувствуете.

Слайд 6Именно в такой момент грусти и написано стихотворение «Парус»
Каким настроением

пронизано стихотворение?

Литературоведческий эксперимент

Пробуйте сами проанализировать следующие четверостишия «Паруса»

Именно в такой момент грусти и написано стихотворение «Парус»Каким настроением пронизано стихотворение?

Слайд 7На сколько частей можно разделить стихотворение Лермонтова?

На сколько частей можно разделить стихотворение Лермонтова?

Слайд 8Анализ 1 строфы
Какие прилагательные помогают нам увидеть картину происходящего?
Эпитет –

образное определение, красочное прилагательное.
Вслушайтесь в первые две строчки стихотворения. Какие

повторяющиеся звуки ловит ваш слух?
Гласные как бы удлиняют слово, делают интонацию спокойной, протяжной.
Ассонанс – созвучие гласных звуков.
Многоточие даёт нам возможность остановиться, подумать, представить.
Следующие две строки вносят в стихотворение чувство тревожности. Автор задаёт вопросы, на которые сам не может ответить.
Анализ 1 строфыКакие прилагательные помогают нам увидеть картину происходящего?Эпитет – образное определение, красочное прилагательное.Вслушайтесь в первые две

Слайд 9Анализ 2 строфы
Картина спокойствия сменилась…бурей. Исчезли эпитеты, сменилась интонация, фразы

стали короткие, обрубленные.
Какие здесь звуки преобладают?
При помощи согласных звуков рождается

звукопись.
Аллитерация – приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
Что выражает восклицательный знак в строфе?
Анализ 2 строфыКартина спокойствия сменилась…бурей. Исчезли эпитеты, сменилась интонация, фразы стали короткие, обрубленные.Какие здесь звуки преобладают?При помощи

Слайд 10Анализ 3 строфы
После шторма опять безмятежность. Снова появились эпитеты, и

интонация стала плавной, неторопливой.
Найдите в 2 последних строчках самые важные

слова,
на которые падает логическое ударение.
Парадокс – противоречие, которое возникает при логической правильности хода рассуждения
Антитеза – резкое противопоставление, противоположность образов и понятий.
Поищем антитезу в других строфах стихотворения.
Далёкой – родной
Ищет – кинул
Ищет – бежит
Инверсия – обратный порядок слов, сопровождаемый перенесением интонационного центра.
Найдите примеры инверсии в стихотворении.
Анализ 3 строфыПосле шторма опять безмятежность. Снова появились эпитеты, и интонация стала плавной, неторопливой.Найдите в 2 последних

Слайд 11А вы не задумывались, почему парус назван «мятежным»?
Олицетворение – такое

изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

– даром речи, способностью мыслить, чувствовать.
Значит, парус – это человек, а море…
Что обозначает выражение «плыть по течению», «зайти в тихую гавань»?
Что же ищет человек-парус в жизни?
Он ищет гармонию.
Человек всегда находится в вечном поиске. И даже пройдя через бурю, он не останавливается, а ищет дальше.
А вы не задумывались, почему парус назван «мятежным»?Олицетворение – такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются

Слайд 12Как вы понимаете выражение «на всех парусах»?
Ваша жизнь несётся на

всех парусах. Вы учитесь постигать жизнь, чтобы в будущем, как

парус, выйти в открытое море.
Как вы понимаете выражение «на всех парусах»?Ваша жизнь несётся на всех парусах. Вы учитесь постигать жизнь, чтобы

Слайд 13Ритмический анализ стихотворения «Парус»
Вспомните, какие бывают стихотворные размеры.

И-ВАН (двустопный ямб)
ВА-НЯ

(двустопный хорей)
ВА-НЕЧ-КА (трехстопный дактиль)
ВА-НЮ-ША (трехстопный амфибрахий)
И-О-АНН (трехстопный анапест)

Ритмический анализ стихотворения «Парус»Вспомните, какие бывают стихотворные размеры.И-ВАН (двустопный ямб)ВА-НЯ (двустопный хорей)ВА-НЕЧ-КА (трехстопный дактиль)ВА-НЮ-ША (трехстопный амфибрахий)И-О-АНН (трехстопный

Слайд 14Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер.
Определите рифму в

стихотворении.
М.Ю.Лермонтов «Парус».

Бе-ле-ет – па-рус

– о-ди-но-кий
В ту-ма-не – мо-ря – го-лу-бом!..
Что – и-щет – он - в стра-не – да-лё-кой?
Что – ки-нул – он - в кра-ю – род-ном?


- / - / - / - / -
- / - / - / - /

Четырёхстопный
ямб.

Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер.Определите рифму в стихотворении.     М.Ю.Лермонтов «Парус».Бе-ле-ет

Слайд 15Рифма?
Белеет парус одинокий а
В тумане моря голубом!.. б
Что

ищет он в стране далёкой?

а
Что кинул он в краю
родном? б
Перекрёстная рифма.


Рифма?Белеет парус одинокий   аВ тумане моря голубом!.. бЧто ищет он в стране далёкой?

Слайд 16«Парус» Акварель М.Ю.Лермонтова

«Парус» Акварель М.Ю.Лермонтова

Слайд 17 Нарисуйте свой парус.

Макарова Евгения, 1998 год

Нарисуйте свой парус.             Макарова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика