Слайд 1 Пусть этот день
несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Слайд 2
Произведения К.Г. Паустовского
Слайд 3Восточная притча (жизненная истина)
Слайд 4
Помни восточную притчу: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…
Добро:
мир, любовь, надежда, истина, доброта и верность…
Зло: зависть, ревность, сожаление,
эгоизм, ложь…
Слайд 5Зло:
зависть,
ревность,
сожаление,
эгоизм,
ложь
Добро:
мир,
любовь,
надежду,
истину,
доброту,
верность.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…
Слайд 6Нравственные уроки сказки
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Слайд 7Толковый словарь Ожегова
Нравственность
Правила, которые определяют поведение человека;
Выполнение этих правил, поведение.
Духовные и душевные качества, необходимые человеку в
обществе.
Слайд 8Что означает слово «нравственный»
Подберите к слову нравственный
антоним
Слайд 9
Антонимы
Нравственный
Добро
Забота
Ответственность
Сострадание
Уважение
Настойчивость
Понимание
Безнравственный
Зло
Чёрствость
Равнодушие
Холод
Эгоизм
Слайд 10Тема: Нравственные уроки сказки
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Цель:
ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Слайд 11Цель:
ответить на вопрос: какие нравственные уроки получили
мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Задачи:
Знать: с помощью
чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Учиться у героев сказки: сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим,
Слайд 12
1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся
в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
1.1. Реальные и сказочные события;
1.2.
Герои сказки;
1.3. Картины природы;
1.4. Диалог и монолог;
1.5. Интонация.
1.6. Выразительные средства
Слайд 13
Памятка о правилах совместной
работы в группе.
1. Работать дружно:
быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.
2.
Работать по плану.
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.
4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.
5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.
Слайд 14Девиз:
Вместе совсем не трудно,
вместе совсем не тесно,
вместе всегда легко
и интересно!
Слайд 15
1 группа: Реальные и сказочные события;
История раненого коня.
Мельник -
колдун..
Трудная зима.
Злорадный окрик и поступок Фильки.
Обезумевшая метель.
Рассказ бабки о происшествии
100 – летней давности .
Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
Свист, вызывающий и наказывающий злого человека
..
Решение мальчика идти за помощью к людям .
Разговор Фильки с Панкратом.
Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.
Помощь Панкрата и других жителей деревни
Тёплый ветер.
Запах хлеба.
Конь вызывает бурю
Примирение Фильки и вороного коня
Слайд 17Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?
Автор называет окрик
«злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих
морфем? В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу.
Так какого же волка кормил в начале сказки Филька? Предположите, а был ли у Фильки выбор?
Слайд 183 группа Интонация
Интонация - это главное выразительное средство
звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к
тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится.
Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,
Слайд 19Выразительное чтение
Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?
В чем заключается их помощь?
Кто помнит притчу, рассказанную
бабкой?
Слайд 20
Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .
Слайд 21
«Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».
Слайд 22
«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»
Слайд 23Образ Хлеба
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем
не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью.
Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
Слайд 24Какой волк все же победил в Фильке?
Сложен ли был
его путь?
Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел
Филька?
Давайте вместе проследим его путь.
1.злодеяние 2.осознание 3.раскаяние 4.преодоление 5. искупление 6.благодарность
Слайд 26Выразительные средства
…тотчас в голых
деревьях, в изгородях
и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный
ветер, вздул снег…
Ревела,
обезумев, метель…
Слайд 27
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в
тексте?
олицетворения (мороз прошел…) помогает им увидеть природу
живой.
сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.
эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
Слайд 28Сказка учит нас
Доброте;.
Милосердию
Ответственности за свои слова и поступки;
Уважению к труду,
хлебу;
Настойчивости к достижению благородных целей…
Слайд 29
всё лучшее своей души
В дела ты добрые
вложи
Слайд 33
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
Слайд 34Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово
–
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет
найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Марк Шехтер
Слайд 35По словарю С.И. Ожегова добро –
1. Все положительное, хорошее,
полезное, 2. Имущество, вещи.
Слайд 36К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Цель: понять нравственные
уроки сказки, увидеть
нераз-
рывное единство природы и
человека.
Слайд 37 Черты народной сказки в произведении
К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Доброта- бесценное человеческое
качество, без неё
нельзя жить
и невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский
Слайд 38Литературная сказка
К.Паустовский
«Теплый хлеб»
сказки в произведении
Константина
Георгиевича Паустовского
«Тёплый хлеб»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Проанализировать поступок главного героя.
Обозначить сказочные мотивы произведения.
Определить выразительные средства языка.
Слайд 40 История раненого коня
Когда кавалеристы проходили
через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в
ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
Слайд 41 Панкрат-колдун.
…мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она
лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза
посматривали на всех быстрые глаза мельника.
Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Слайд 43Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.
Он дал Фильке на
это час с четвертью.
Слайд 44 Сорока.
…полетела прямо на
юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой
земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Слайд 45 Что придумал Филька?
…соберу со всей деревни ребят.
…будем
рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Слайд 46Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с
румяной корочкой…
Слайд 48Примирение с конем.
Филька принес коню
буханку свежего хлеба.
Конь
съел хлеб и положил
голову Фильке на плечо.
Слайд 49Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?
а)белый;
б) чёрный;
в)
вороной;
2.Какое прозвище было у Фильки?
а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да
ну тебя
Слайд 50Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки,
был такой же случай?
а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке
Панкрат?
а)два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
Слайд 51Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за
советом?
а) захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат
Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.
Слайд 52Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении
людей?
а) помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим
стрекотанием.
Слайд 53Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в
2- б
3- в
4- б
5- в
6-
а
7- б
Слайд 54Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши.
Хлеба
нет, так и друзей не бывало.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб-соль
ешь, а правду говори.
Голодному хлеб на уме.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб за брюхом не ходит.
Слайд 55Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба
скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а
добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.
Слайд 56Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба
скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а
добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.
Слайд 57Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Слайд 58Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный
озлобленный мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к
людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Слайд 59Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки
(легенда).
3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
Слайд 60«Теплый хлеб»
Вывод:
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше
зла не делать никогда и никому.
Слайд 61Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами,
выражающими народную мудрость.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или
запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.
Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»
мысли.
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб
поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не
прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Слайд 63Домашнее задание
Напишете речь Фильки, с
которой он обратился
к ребятам за помощью.
Учтите, что с этими
ребятами он плохо дружил,
говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их.
Найдите душевные слова, которые помогли
Фильке подружиться с ребятами
Слайд 64Значение слова тёплый по словарю:
А) дающий, источающий тепло ;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло
(тёплая комната)
Г) отличающийся внутренней теплотой,
согревающий душу, ласковый, приветливый.
Слайд 67
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит
милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент,
когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.