Разделы презентаций


Нравственные уроки в сказке Паустовского "Тёплый хлеб"

Содержание

Произведения К.Г. Паустовского

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Пусть этот день

несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Пусть этот день несет намРадость общения,Наполнит сердце

Слайд 2 Произведения К.Г. Паустовского

Произведения К.Г. Паустовского

Слайд 3Восточная притча (жизненная истина)

Восточная притча (жизненная истина)

Слайд 4 Помни восточную притчу: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…
Добро:

мир, любовь, надежда, истина, доброта и верность…

Зло: зависть, ревность, сожаление,

эгоизм, ложь…
Помни восточную притчу: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь… Добро: мир, любовь, надежда, истина, доброта

Слайд 5Зло:
зависть,
ревность,
сожаление,
эгоизм,
ложь
Добро:
мир,
любовь,
надежду,
истину,


доброту,
верность.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложьДобро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.Всегда побеждает тот волк, которого ты

Слайд 6Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нравственные уроки  сказки  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Слайд 7Толковый словарь Ожегова
Нравственность
Правила, которые определяют поведение человека;


Выполнение этих правил, поведение.
Духовные и душевные качества, необходимые человеку в

обществе.
Толковый словарь Ожегова  Нравственность Правила, которые определяют поведение человека; Выполнение этих правил, поведение.Духовные и душевные качества,

Слайд 8Что означает слово «нравственный»
Подберите к слову нравственный
антоним

Что означает слово «нравственный»Подберите к слову нравственный антоним

Слайд 9 Антонимы
Нравственный
Добро
Забота
Ответственность
Сострадание
Уважение
Настойчивость
Понимание
Безнравственный
Зло
Чёрствость
Равнодушие
Холод
Эгоизм

Антонимы НравственныйДобро ЗаботаОтветственностьСостраданиеУважение НастойчивостьПониманиеБезнравственныйЗлоЧёрствостьРавнодушиеХолодЭгоизм

Слайд 10Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Цель:

ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку

К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Тема: Нравственные уроки сказки  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»  Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки

Слайд 11Цель: ответить на вопрос: какие нравственные уроки получили

мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Задачи:
Знать: с помощью

чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Учиться у героев сказки: сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим,
Цель:   ответить на вопрос:  какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый

Слайд 12 1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся

в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
1.1. Реальные и сказочные события;
1.2.

Герои сказки;
1.3. Картины природы;
1.4. Диалог и монолог;
1.5. Интонация.
1.6. Выразительные средства


1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные

Слайд 13 Памятка о правилах совместной работы в группе.
1. Работать дружно:

быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.
2.

Работать по плану.
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.
4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.
5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.
Памятка о правилах совместной  работы в группе.  1. Работать дружно: быть внимательным друг к

Слайд 14Девиз:
Вместе совсем не трудно,

вместе совсем не тесно,

вместе всегда легко и интересно!

Девиз:     Вместе совсем не трудно,      вместе совсем не

Слайд 15 1 группа: Реальные и сказочные события;
История раненого коня.
Мельник -

колдун..
Трудная зима.
Злорадный окрик и поступок Фильки.
Обезумевшая метель.
Рассказ бабки о происшествии

100 – летней давности .
Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
Свист, вызывающий и наказывающий злого человека

..

Решение мальчика идти за помощью к людям .
Разговор Фильки с Панкратом.
Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.
Помощь Панкрата и других жителей деревни
Тёплый ветер.
Запах хлеба.
Конь вызывает бурю
Примирение Фильки и вороного коня

1 группа: Реальные и сказочные события; История раненого коня.Мельник - колдун..Трудная зима.Злорадный окрик и поступок

Слайд 16 2 группа: Герои сказки;

2 группа: Герои сказки;

Слайд 17Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?

Автор называет окрик

«злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих

морфем? В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу.
Так какого же волка кормил в начале сказки Филька? Предположите, а был ли у Фильки выбор?
Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова.

Слайд 183 группа Интонация
Интонация - это главное выразительное средство

звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к

тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится.
Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,
3 группа Интонация Интонация - это главное выразительное средство звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение

Слайд 19Выразительное чтение

Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?

В чем заключается их помощь?
Кто помнит притчу, рассказанную

бабкой?
Выразительное чтение Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? В чем заключается их помощь? Кто помнит притчу,

Слайд 20 Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .

Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .

Слайд 21 «Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».

«Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».

Слайд 22 «Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

Слайд 23Образ Хлеба
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем

не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью.

Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
 


Образ Хлеба  Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный

Слайд 24Какой волк все же победил в Фильке?
Сложен ли был

его путь?
Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел

Филька?
Давайте вместе проследим его путь.
1.злодеяние 2.осознание 3.раскаяние 4.преодоление 5. искупление 6.благодарность

Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего

Слайд 25 Картины природы;

Картины природы;

Слайд 26Выразительные средства
…тотчас в голых
деревьях, в изгородях
и печных трубах завыл,


засвистел пронзительный
ветер, вздул снег…
Ревела,
обезумев, метель…

Выразительные средства …тотчас в голыхдеревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег…Ревела,обезумев, метель…

Слайд 27
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в

тексте?

олицетворения (мороз прошел…) помогает им увидеть природу

живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?   олицетворения (мороз прошел…) помогает

Слайд 28Сказка учит нас
Доброте;.
Милосердию
Ответственности за свои слова и поступки;
Уважению к труду,

хлебу;
Настойчивости к достижению благородных целей…

Сказка учит насДоброте;.МилосердиюОтветственности за свои слова и поступки;Уважению к труду, хлебу;Настойчивости к достижению  благородных целей…

Слайд 29

всё лучшее своей души
В дела ты добрые

вложи

всё лучшее своей души В дела ты добрые вложи

Слайд 33 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ


КОНСТАНТИН  ГЕОРГИЕВИЧ  ПАУСТОВСКИЙ

Слайд 34Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово

– И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет

найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его.
Марк Шехтер  
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце

Слайд 35По словарю С.И. Ожегова добро –
1. Все положительное, хорошее,

полезное, 2. Имущество, вещи.

По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

Слайд 36К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Цель: понять нравственные
уроки сказки, увидеть

нераз-
рывное единство природы и
человека.

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»Цель: понять нравственные уроки сказки, увидеть нераз-рывное единство природы ичеловека.

Слайд 37 Черты народной сказки в произведении

К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Доброта- бесценное человеческое качество, без неё

нельзя жить
и невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский
Черты народной сказки в произведении        К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»Доброта- бесценное

Слайд 38Литературная сказка
К.Паустовский
«Теплый хлеб»

Литературная сказкаК.Паустовский «Теплый хлеб»

Слайд 39 Черты народной

сказки в произведении Константина

Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб»

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проанализировать поступок главного героя.
Обозначить сказочные мотивы произведения.
Определить выразительные средства языка.

Черты народной сказки в произведении

Слайд 40 История раненого коня
Когда кавалеристы проходили

через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в

ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
История раненого коня   Когда кавалеристы проходили  через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался

Слайд 41 Панкрат-колдун.
…мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она

лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза

посматривали на всех быстрые глаза мельника.
Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.


Панкрат-колдун.…мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и

Слайд 42Зима в Бережках

Зима в Бережках

Слайд 43Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.
Он дал Фильке на

это час с четвертью.

Совет Панкрата.Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.Он дал Фильке на это час с четвертью.

Слайд 44 Сорока.
…полетела прямо на

юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой

земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Сорока.…полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно

Слайд 45 Что придумал Филька?
…соберу со всей деревни ребят.
…будем

рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды

Что придумал Филька?…соберу со всей деревни ребят.…будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не

Слайд 46Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с

румяной корочкой…

Запах хлеба.Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…

Слайд 48Примирение с конем.
Филька принес коню
буханку свежего хлеба.
Конь

съел хлеб и положил
голову Фильке на плечо.

Примирение с конем.Филька принес коню  буханку свежего хлеба.Конь съел хлеб и положил  голову Фильке на

Слайд 49Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?
а)белый;
б) чёрный;
в)

вороной;
2.Какое прозвище было у Фильки?
а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да

ну тебя
Тест по сказке «Тёплый хлеб»1.Какой масти был раненый конь?а)белый;б) чёрный;в) вороной;2.Какое прозвище было у Фильки?а) Фу Тебя;б)

Слайд 50Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки,

был такой же случай?
а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке

Панкрат?
а)два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?а) 50;б) 200;в) 100.4.Сколько

Слайд 51Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за

советом?
а) захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат

Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?а) захотел сам;б) послали ребята; в) посоветовала

Слайд 52Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении

людей?
а) помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим

стрекотанием.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?а) помогла им советом;б) позвала тёплый ветер;в)

Слайд 53Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в
2- б
3- в
4- б
5- в
6-

а
7- б

Ответы к тесту «Теплый хлеб»1- в2- б3- в4- б5- в6- а7- б

Слайд 54Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши.
Хлеба

нет, так и друзей не бывало.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб-соль

ешь, а правду говори.
Голодному хлеб на уме.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб за брюхом не ходит.
Пословицы и поговорки о хлебе.Хоть хлеба хороши, а пашню паши.Хлеба нет, так и друзей не бывало.Хлеб с

Слайд 55Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба

скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а

добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.

Пословицы и поговорки о хлебе.Хотя палата бела, да без хлеба скушна.Чужой хлеб вкусен.Хлеба ни куска и в

Слайд 56Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба

скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а

добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.

Пословицы и поговорки о хлебе.Хотя палата бела, да без хлеба скушна.Чужой хлеб вкусен.Хлеба ни куска и в

Слайд 57Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Жанр произведения.Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Слайд 58Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный

озлобленный мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к

людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Реальные мотивы 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.2.Инвалид, просящий подаяние.3. Решение Фильки идти

Слайд 59Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки

(легенда).
3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

Сказочные мотивы1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.2.Рассказ бабки (легенда).3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

Слайд 60«Теплый хлеб»

Вывод:
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше

зла не делать никогда и никому.

«Теплый хлеб»Вывод:  Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

Слайд 61Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами,

выражающими народную мудрость.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или

запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.
Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»
Домашнее задание1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.2. Напишите сочинение-миниатюру на тему

Слайд 62 Мудрые

мысли.
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб
поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не
прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Мудрые мысли.Как аукнется, так и откликнется. Каков привет,

Слайд 63Домашнее задание
Напишете речь Фильки, с

которой он обратился
к ребятам за помощью.
Учтите, что с этими

ребятами он плохо дружил,
говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их.
Найдите душевные слова, которые помогли
Фильке подружиться с ребятами
Домашнее     задание Напишете речь Фильки, с которой он обратилсяк ребятам за помощью. Учтите,

Слайд 64Значение слова тёплый по словарю:
А) дающий, источающий тепло ;


Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло

(тёплая комната)
Г) отличающийся внутренней теплотой,
согревающий душу, ласковый, приветливый.
Значение слова тёплый по словарю:  А) дающий, источающий тепло ; Б) защищающий тело от холода (тёплый

Слайд 67

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит

милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент,

когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика