Слайд 1Презентация по литературе
Тема: Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в повести
«Заколдованное место»
5 класс
подготовил Мурзаев Сергей Николаевич, учитель литературы
МБОУ «СОШ
№136»
г. Казань
2015 г.
Слайд 2Н.В. Гоголь
Реальное и фантастическое
в повести
«Заколдованное место»
Слайд 3Цели и задачи урока
Показать характер изображения писателем народной жизни;
Выявить
соотношение реального и фантастического , трагического и комического в повести
Н.В. Гоголя;
Организовать работу по осознанию и восприятию художественного произведения;
Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией;
Развивать навыки анализа текста.
Слайд 4
Николай Васильевич Гоголь
Где прошли детские годы писателя?
Как относился будущий писатель
к своей малой родине?
В какой гимназии он учился?
Каковы были его
увлечения?
Как называлась его первая книга? Какие повести вошли в нее? Какая общая тема объединяет их?
Слайд 5«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Над сборником Н.В. Гоголь работал три
года и закончил ее в 1832 г.
В книгу вошли произведения:
«Сорочинская
ярмарка»
«Вечер накануне Ивана Купала»
«Майская ночь, или утопленница»
«Пропавшая грамота»
«Ночь перед рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Федорович шпонька и его тетушка»
«Заколдованное место»
Слайд 6Ответим на вопросы
Кто является рассказчиком в повести?
Какие хозяйственные культуры выращивал
дед?
Чем дед угощал гостей? Куда и зачем шли гости?
Чем дед
удивил чумаков?
Слайд 7 Мир заколдованного места
Почему дед попал на заколдованное место? Как
это произошло?
Каковы особенности заколдованного места?
Заколдованное место – место, где пересекаются
обычный и обыденный мир.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы
Здесь происходят страшные явления и слышаться жуткие звуки.
Звезды и месяц не горят, царит мрак, а единственный источник света – свеча на могиле.
Слайд 8Жители заколдованного места
Почему дед стремиться попасть на заколдованное место?
Что случилось
в первый и второй раз?
Какие существа ему там встречаются?
Баранья голова,
Птичий нос, Медведь, Харя
Что увидел дед раскопав землю?
Слайд 9Рассказчик
Как относится автор к главному герою произведения?
Каким вам видится дед?
Какое качество подвело его?
У кого в повести наливаются красные глаза
и раздуваются ноздри?
Что оказалось в котле?
Слайд 10Чем закончилось приключение деда?
Что впоследствии вырастало на заколдованном месте?
Какую роль
в произведении играет пейзаж?
Какие эпизоды оказались смешными, а какие страшными?
Что
в повести реальное, а что фантастическое? Как сочетаются реальное и фантастическое?
Слайд 11Какие итоги урока
Жадность и желание обогатиться без труда губительны для
души человека. Нечистая сила насмехается над дедушкой, поэтому клад не
приносит ему счастья и превращается в «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».
Слайд 12Домашнее задание
Найдите в тексте примеры использования автором гипербол, эпитетов,
сравнений. Вспомните значение этих средств выразительности, посмотрите в словарь терминов
в конце вашего учебника. Определите их роль Выпишите по одному на каждое средство выразительности.
Перескажите от лица деда эпизоды посещения заколдованного места.
Слайд 13Источники
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 5 клас. – М.:
ВАКО, 2009. – 416с.
Дидактический материал по литературе: 5 класс/ Иванова
Е.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 125 с.
http://ppt4web.ru/literatura/zakoldovannoe-mesto-nvgogolja.html