Разделы презентаций


"Обломов" И.А. Гончаров - своеобразие романа

Содержание

Композиция 1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.      1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1И. А. Гончаров «Обломов»
  Композиция и художественное своеобразие романа

И. А. Гончаров «Обломов»  Композиция и художественное своеобразие романа

Слайд 2Композиция
 1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях —

кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
      1-я часть романа

внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Композиция 1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться

Слайд 3Композиция
     Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной,

1 мая.
      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг,

ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
      Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа.
Композиция     Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.      История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция

Слайд 4Композиция

Композиция

Слайд 5 Художественное своеобразие романа
«Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными

представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник

по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…» (А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)
 Художественное своеобразие романа «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и

Слайд 6Художественное своеобразие романа
– Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и

философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика

«обломовщины». Что характерно для этого жанра?
Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:
жизнь-суета (гости Обломова);
Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);
Жизнь Андрея Штольца.

Художественное своеобразие романа– Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и

Слайд 7Художественное своеобразие романа
Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении

быта.
а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная

Обломовка (часть первая, глава 9)  в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Художественное своеобразие романаКритика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта. а) Петербургская квартира Обломова (часть первая,

Слайд 8 Художественное своеобразие романа
Наряду с полнотой и тщательностью зарисовки быта

у Гончарова стоит его внимание к деталям изображаемого быта.
Символическое звучание

приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A? propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).
 Художественное своеобразие романа Наряду с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям

Слайд 9 Художественное своеобразие романа
И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты

так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как

живые.
портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.
 Художественное своеобразие романа И. А. Гончаров – первоклассный портретист. Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в

Слайд 10 Художественное своеобразие романа
Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего

монолога героя.
Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором

решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!»,  показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.
 Художественное своеобразие романа Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Часть вторая, глава 5: монолог

Слайд 11 Художественное своеобразие романа
К пейзажу Гончаров обращается редко, но

в описании его язык ясен и выразителен.
Часть вторая, глава

10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
 Художественное своеобразие романа К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Часть

Слайд 12 Художественное своеобразие романа
Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный

фольклорно-сказочный фон романа.
Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не

над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.
 Художественное своеобразие романа Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа. Почти сказочная жизнь в

Слайд 13 Художественное своеобразие романа
Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения

через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие

на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.

 Художественное своеобразие романа Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова

Слайд 14 Художественное своеобразие романа
Один из моментов, на который обращаем внимание,

– это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо

Беллини «Норма» (1831 г.).
 Художественное своеобразие романа Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva»

Слайд 15Выводы
Художественные особенности  романа И. А.

Гончарова.

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман. 2. Быт, деталь. 3. Психологический портрет. 4. Внутренний монолог. 5. Пейзаж. 6. Фольклорно-сказочные мотивы. 7. Речевая характеристика. 8. Музыкальный мотив «Casta diva».
Выводы Художественные особенности  романа     И. А. Гончарова.

Слайд 16Художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире.
Гончаров использует различные способы «самораскрытия»

героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам

общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви. Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту. Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».
Художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире.Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления

Слайд 17Использованный материал
Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов"
Федяева Ольга Валентиновна, учитель

русского языка и литературы http://festival.1september.ru/authors/100-888-960/
И.А. Гончарова "Обломов"



Использованный материалХудожественное своеобразие романа И.А. Гончарова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика