Слайд 1«На урок – с И.Буниным»
(Обобщение знаний об
односоставных
предложениях)
Котова Н.В.
МОУ СОШ № 2
Слайд 3«Синтаксическая пятиминутка»
Пунктуационный разбор
«ПОЭЗИЯ И ПРОЗА БУНИНА
– ЭТО ЛИРИКА РОДНЫХ МЕСТ, МОТИВЫ ДЕРЕВЕНСКОЙ И УСАДЕБНОЙ ЖИЗНИ,
ТОНКАЯ ЖИВОПИСЬ ПРИРОДЫ».
А.Т.Твардовский
Слайд 4ПРОВЕРЬ СЕБЯ
СУЩ.
СУЩ. ТИРЕ МЕЖДУ
ПОДЛЕЖАЩИМ И
СКАЗУЕМЫМ
И , , . (Повеств.)
Однородные члены предложения
Слайд 5«В его стихах веселая капель…»
И.Северянин
Каждый рассказ, каждая повесть, каждое стихотворение Бунина – это раздумья писателя о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, о России. «До боли в сердце» любит он темные аллеи и поля с поющими жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлые вечера. Бунин – необыкновенный мастер русского пейзажа.
Слайд 6РАБОТА С ТЕКСТОМ
И.Бунина «Последняя весна»
Шестая неделя,
а еще совсем зима. Встал в пять часов, оделся и
вышел из дому. Какая радость, молодость, этот предрассветный час! Валенки, полушубок – все счастье. Ещё ночь, глухо, снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом…
Поля очень белы. Их белизна сливается с бледно-серым небом, погружает в оцепенение. Вдали все смутно, зыбко. Черно сереют инеем леса.
В Знаменское заехали с задов. Глушь, пустота, все занесено снегом.
Слайд 8ВОПРОСЫ:
Какое впечатление произвел текст?
Почему писатель выбирает именно такое
выражение – «сладкий вздох»? Как называется это изобразительное средство?
Почему
«вздох свежестью»?
Что это за счастье – «валенки и полушубок»?
Как вы понимаете выражение «рассвет только чудится»?
Слайд 9ВОПРОСЫ:
Объясните смысл предложения: «… их белизна, сливаясь с бледно-серым небом,
погружает в оцепенение».
«Черно сереют инеем леса». А почему Бунин не
сказал: «… в жемчужном инее»?
Подберите синонимы к слову «зыбко».
Какое, по-вашему, слово у Бунина чаще всего встречается? Выпишите, подберите эпитеты в стиле Бунина, придумайте свои варианты.
Слайд 10ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ:
«СЛАДКИЙ ВЗДОХ», «ЖЕМЧУЖНЫЙ ИНЕЙ», «СВЕЖЕЕ УТРО»,
«СВЕЖИЙ ЗАПАХ ЯНВАРСКОЙ МЕТЕЛИ», «СВЕЖЕЮТ С КАЖДЫМ ДНЕМ И МОЛОДЕЮТ
СОСНЫ», «ВЕЕТ ЛЕГКОЙ СВЕЖЕСТЬЮ».
СИНОНИМЫ: ЗЫБКО, СМУТНО, НЕЯСНО, НЕОТЧЕТЛИВО.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЗЫВАЮТСЯ ОДНОСОСТАВНЫМИ?
НАЙДИТЕ ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ТЕКСТЕ БУНИНА И ВЫПИШИТЕ ИХ.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ЭТИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Слайд 12 «ОТГАДАЙ-КА!»
М.В.Ломоносов
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению
и важности служит»
Слайд 13 О каких предложениях идет
речь?
Приведите примеры таких предложений
из текста
И.А.Бунина.
Дайте характеристику определенно-личным предложениям.
Придумайте рисунок для
этого вида предложений.
Слайд 14ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Я
ТЫ
Глаголы 1л.
ед. и мн.числа
МЫ
Глаголы 2 л.
ед. и мн.числа
ВЫ
Слайд 15 «Отгадай-ка!»
А.М.Пешковский
«Действующее лицо намеренно устранено,
намеренно представляется как
неизвестное,
неопределенное»
Слайд 16О каких предложениях идет речь?
Найдите подобные предложения в тексте.
Охарактеризуйте
неопределенно-личные предложения.
Придумайте рисунок для этого вида предложений.
Слайд 17Они
глаголы 3 лица мн.ч.
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 18Какие односоставные предложения нами не названы?
Прочитайте их, дайте характеристику и
нарисуйте, как
вы их себе представляете.
Слайд 19
Безличные
3 лицо ед ч. безличных и личных глаголов
форма среднего рода
инфинитив
Назывные
НОЧЬ.
УЛИЦА. ФОНАРЬ. АПТЕКА.
Слайд 20САМОДИКТАНТ
ПО ПАМЯТИ ЗАПИШИТЕ БЕЛИЧНЫЕ И НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А.БУНИНА,
КОТОРЫЕ ВЫ ПОДОБРАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Слайд 21 Возможные варианты предложений
Туманный серп, неясный
полумрак, Свинцово-тусклый блеск железной крыши, Шум
мельницы, далекий лай собак, Таинственный зигзаг летучей мыши.
(«Апрель»)
Слайд 22
ПЕРВЫЙ УТРЕННИК,
СЕРЕБРЯНЫЙ МОРОЗ!
ТИШИНА И ЗВОНКИЙ ХОЛОД НА ЗАРЕ.
Слайд 23Возможные варианты предложений
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким
пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
(«Первый снег»)
Слайд 24ПРЕКРАСНЫЕ СТРОКИ НАПИСАНЫ БУНИНЫМ: ЧТО НИ СЛОВО, ТО ЧУДЕСНАЯ КАРТИНА!
КАК
ЖЕ УДАЕТСЯ ПИСАТЕЛЮ ТВОРИТЬ ЭТИ ЧУДЕСА СО СЛОВОМ?
(АНАЛИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ)
Слайд 25 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАЧЕМ ЛЮДИ ВЕДУТ ДНЕВНИК?
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВКИ ИЗ
ДНЕВНИКОВ
И.А.БУНИНА. (карточки)
СДЕЛАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕВНИКОВЫХ
ЗАПИСЕЙ, ПОДОБНО БУНИНУ.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИ ЭТОМ
ОДНОСОСТАВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РАЗНЫХ ВИДОВ.
Слайд 26В его стихах – веселая капель,
Откосы гор, блестящие
слюдою,
И спетая березой молодою
Песнь солнышку, и вешних
вод
купель.
Прозрачен стих, как северный
апрель,
То он бежит проточною водою,
То теплится студеною звездою.
В нем есть какой-то бодрый, трезвый
хмель…
И.Северянин