Слайд 1Аннотация
Презентация по теме: «Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений
Онегин» может быть использована на уроках литературы в 9 классе.
Тема раскрывается на материале 1-2 главы с опорой на цитаты произведения.
Первый слайд работы носит информационный характер, так как там перечислены все виды лирических отступлений. Комментарий к каждому виду лирических отступлений можно найти, перейдя по гиперссылке на нужный слайд (они находятся в конце ресурса). По стрелке
можно вернуться к первому слайду
работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края.
Назад
Слайд 2Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (гл.1-2)
Слайд 3Лирические отступления в романе
Далее
Слайд 5Обращение к читателям
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без
предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас..
Слайд 6Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть,
родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден
север для меня.
Обращение к читателям
В каких строках воссозданы реальные факты из биографии поэта?
Как вы понимаете первую строку «Онегин, добрый мой приятель..»?
Слайд 7Авторская оценка
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света
шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья
и дружба надоели
……………………….
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Как автор характеризует «недуг» Онегина?
Слайд 8 Как вы понимаете выражение «русская хандра»?
«Но к жизни вовсе
охладел..
«Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего».
Слайд 9 Автобиографическое отступление
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С
ним подружился я в то время.
Какие реальные факты из
биографии поэта воссозданы в выделенных строках?
Почему автор сдружился с героем его романа?
Слайд 10 Что сближало автора с героем?
Страстей игру мы знали оба:
Томила
жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фартуны
и людей
На самом утре наших дней.
В чём отличие Онегина и автора?
«Я был озлоблен, он угрюм..»
Слайд 11Отношение автора к Онегину
Кто жил и мыслил тот не может
В
душе не презирать людей;
…………………………………….
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К
его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Кого и как характеризуют первые две строки?
Слайд 13Онегин в деревне
Два дня ему казались новы
Уединённые поля..
……………………………………….
На третий роща,
холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел
ясно он,
Что и в деревне скука та же.
…………………………………….
Хандра ждала его на страже.
Слайд 14Отношение автора к природе
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской
тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над
озером пустынным,
………………………………………..
Я с каждым утром пробуждён
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Слайд 15 Автобиографическое отступление
Не так ли я в былые годы
Провёл в
бездействии ,в тени
Мои счастливейшие дни?
Слайд 16Цветы, поля, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад
заметить разность
Между Онегиным и мной.
Слайд 18 Авторская оценка
Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков
обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Что автор
имел в виду, называя героя «полурусским» и почему эта фраза у Пушкина выделена курсивом?
Слайд 19 Философские размышления о дружбе
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и
проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они
друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Слайд 20 Философские размышления о чём?
Но дружбы нет и той
меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы
все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
О каком пороке общества рассуждает автор?
Слайд 21 Авторская оценка
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь
поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Улыбка, локоны льняные,
Движенье, голос, лёгкий стан,
Всё
в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
……………………
Слайд 22 Размышление автора
Её сестра звалась Татьяной…
И что ж? оно
приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы
все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(не говоря уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего.
Слайд 23Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ёё румяной
Не
привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в
семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Авторская оценка
Слайд 24Рефлексия
Как автор относится к своим героям?
Что сближает
автора с Онегиным и чём они
отличаются?
Какую
характеристику обществу даёт автор?
Повторите цитату.
Какую оценку автор даёт дружбе между Онегиным и Ленским?
Как правинциалное дворянство отнеслось к
нововведениям Онегина в хозяйстве?
Слайд 25Автобиографические
Автор представлен как герой романа. Воссозданы реальные факты из
биографии поэта: лицей, южная ссылка, Михайловское. Упоминаются друзья Пушкина (Каверин,
Дельвиг, Чаадаев, Державин). Перед нами роман-дневник, из которого мы узнаём о Пушкине не менее, чем о его героях.
Назад
Слайд 26Энциклопедические
Назад
Из романа мы узнаём, как воспитывалась и проводила
время светская молодёжь, мнение автора о балах, моде, еде, о
быте «золотой» дворянской молодёжи, поместных дворян и многие другие подробности («штрафные бои», «печи в пёстрых изразцах»). Показана жизнь столицы и провинции, города и деревни, упомянуты все социальные слои.
Слайд 27Пейзажные зарисовки
Перед читателями проходят все времена года. Впервые в
русской литературе представлен деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию
характеров героев романа.
Назад
Слайд 28Философские размышления
Размышления о жизни, её быстротечности, о дружбе, о
любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о
повторяемости событий и судеб и т.д.
Назад
Слайд 29Назад
Исторические
Автор совершает экскурсы в русскую историю (говорит
о Москве, об Отечественной войне 1812 года)
Слайд 30Назад
Авторские оценки
Образ автора не менее важен, чем образ
героев. Он присутствует во всех сценах, комментирует их, даёт свои
пояснения, суждения, оценку.
Слайд 31Рамка - http://www.playcast.ru/uploads/2015/06/01/13826251.png
Использованная литература и Интернет-ресурсы
Крутецкая В.А. Русская литература
в таблицах и схемах, 9-11 классы. (Серия «Средняя школа) СП6:
Издательский Дом «Лира», 2010