Слайд 1Образ Бабы- Яги в русском фольклоре.
Слайд 2Цель работы:
раскрыть образ Бабы- Яги как мистического персонажа дохристианской
Руси.
Задачи:
Рассмотреть разные версии исследователей о происхождении и понимании образа
Показать
двойственную природу происхождения персонажа на примерах сказок
Слайд 3Наиболее древнейшая из славянских Баб – это Баба Яга. У
многих возникают вопросы: что означает Яга? Почему она такая страшная?
И уж тем более никто не верит, что страшная Баба Яга - изначально заботливая берегиня.
Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное - пращур.
Слайд 4Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество славянского
пантеона, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей
и околодомашнего (часто лесного) пространства.
В разных славянских племенах были позже и другие прародительницы, получившие имена собственные: Златая Баба, Златая Мать, Макошь и т.д.
Слайд 5Действительный член Русского географического общества А.Н. Афанасьев осмысливал русские сказки
в понятиях так называемой "мифологической школы",
. Можно предположить, что
сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур. Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки–первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.
Слайд 6Версия В. Я . Проппа
Рассуждая о связи Яги с образом
смерти, Пропп утверждает, что она "никогда не ходит. Она или
летает, или лежит, то есть и внешне проявляет себя как мертвец". ("Исторические корни волшебной сказки". М. 1998. С.164). Это абсолютная неправда. Из этой статичной начальной позы Яга встаёт и кормит героя, она приходит и уходит точить зубы, оставляя пойманных детей одних, бегает от богатырей, лазает в норы под камнем, катается-валяется на костях, и т. д, и т. п. Например в белорусской сказке "Хортки" рассказывается: "Назавтра Баба Юга сказала девке кросны ткать, а мальцу дрова сечь, а сама пошла, а коту велела их стеречь. Походит, походит, да подойдёт под окно и спрашивает: - Девка - девица, русая косица! Ткёшь ли ты? - Тку, бабушка, тку! Она и ушла". Далее благодарный кот отпускает детей. И только когда Баба Юга обнаруживает пропажу она садится на ступу, но не летит на ней, а бежит. (Чарадзейныя казкi. Мiнск. 2003. С. 1
Слайд 7Поскольку Баба Яга выступает как представительница мира мертвых (хотя это
напрямую ниоткуда не следует) или проводник в оный, многие исследователи
делают из этого выводы о том, что Бабу Ягу нужно непременно связывать с погребальными культами древних славян.
Древние славяне кремировали своих предков, а после кремации помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.
И в ступе - не менее чудном чем домик транспортном средстве бабы Яги - тоже видят связи с погребальным культом. У индусов так вообще ступа - культовое погребально-мемориальное сооружение. Ну так тож у индусов!
Слайд 8Зачем Яга детей в печку сажала
Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый
над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии —
собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и триждзны всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болеях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов.
В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»
Слайд 9
Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а
сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как
хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).
Слайд 10Заключение
Происхождение Бабы- Яги связано с образом хозяйки зверей и мира
мертвых.
Она может выступать и в функции вредителя, и в функции
дарителя, волшебного помощника
Такие атрибуты, как избушка на курьих ножках. ступа, лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с языческими дохристианскими верованиями, представлениями и обрядами
Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,известны в германской, греческой и других мифологиях.
Слайд 11Список использованной литературы
Mythologyblog./ru
Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»-м.: Русское слово,
1997
В. Калашников «Боги древних славян»,М.: Белый город,2003
Sueverija/. narod.ru/muzei
Д.Гаврилов, А.
Ноговицын «Боги древних славян. Язычество. Традиция»,-М.:Рефл- Бук, 2002