Слайд 1Образ Пугачева
 в фольклоре,
произведениях
А.С.Пушкина и С.А. Есенина
Модельный урок с использованием
                                                            
                                    
технологии развития критического мышления.
Автор: Полатовская Светлана Юрьевна,
Учитель русского языка и
                                    литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цель урока:
1. Сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведениях С.А. Есенина,
                                                            
                                    
А.С. Пушкина.
2. Развить навыки работы с критической статьей.
3.Выявить сходство и
                                    различие авторских позиций в  оценке образа Пугачева и восстания.
4.Выработать собственную позицию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Стадия «Вызов»
Почему С. Есенин обратился к теме пугачевского бунта?
Видеоклип «Есенин
                                                            
                                    
и революция»
 Использование диска «Литература 5-11 классы. БЭНП.»	
«Дрофа», «Физикон»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4В каких произведениях рассказывается о Пугачеве?
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
С.А.Есенин «Пугачев»
Исторические песни
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Мозговой штурм «Что вы узнали 
о Пугачеве?»
Предводитель восстания
Самозванец
Народный заступник
Злодей
Благодетель
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Составление кластеров
А.С.Пушкин
С.А.Есенин
?
Кластеры(«грозди»)-графический прием систематизации материала в виде грозди
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Стадия «Осмысление»
1.Чтение с остановками критической статьи.
2.Выделение ключевых слов.
3. «Инсерт».
4.Аргументация.
5.Составление таблицы.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Инсерт- чтение
    
I - interactive  
                                                            
                                    
     интерактивная
N - noting  
                                            размечающая
S - system          система
E - effective         для эффективного
R - reading and       чтения и
T -thinking          письма
 «+» согласен, «-» не согласен, «?» не понял
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 92. Чтение с остановками
 « Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к
                                                            
                                    редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным…» 
Ключевое слово
                                    «…………» 
+  -  ?
Аргументы из повести А.С.Пушкина 
Просмотр фрагмента из фильма «Капитанская дочка»
Чтение цитат из поэмы С.А.Есенина
Из фольклора ( - )
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Чтение следующего фрагмента
«…ибо в естестве его не было и малейшей
                                                            
                                    
искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное
                                    творение от бессмысленного животного отличают». 
 Ключевые слова «……….»
+  -  ?
контраргументы из художественных произведений
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Чтение следующего фрагмента
«История сего злодея может изумить порочного и вселить
                                                            
                                    
отвращение даже в самих разбойниках и убийцах...»
Ключевая фраза «………………»
+ 
                                    -  ?
Аргументы: описание внешности, речевая характеристика.
Следующий этап – составление обобщающей таблицы. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 13Чтение фрагментов статьи Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев»
  
                                                            
                                    
«Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала
                                    на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. Вожатый!»
   Ключевые слова «………………»
   + - ?
   Аргументы из повести «Капитанская дочка» Пересказ эпизода «Метель».
  - Случайно ли Пугачев появляется во время метели? Символом чего можно назвать метель? –Как можно объяснить значение слова «вожатый»? –По какой дороге ведет за собой Пугачев?
  -Присутствует ли в поэме С.Есенина мотив дороги? (Примеры)  
  –На фоне какого пейзажа появляется Пугачев в поэме С.Есенина? 
  -Одинаковое или разное настроение передается через описание
   природы?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Чтение следующего фрагмента
   «Но помимо благодарности Гринева- Пугачеву,
                                                            
                                    
помимо пугачевской благодарности и благородства, Пугачев к Гриневу одержим отцовской
                                    любовью: любовью к невозможному для него сыну.(Недаром, тот первый вещий сон Гринева о подмененном отце, сон, разом дающий и пугачевскую мечту об отцовстве всея России. И пугачевскую мечту о Гриневе – сыне)».
 Ключевая фраза «……………..»
 +  -  ?
 Аргументация. Пересказ вещего сна Петруши.
 Присутствует ли тема отцовства в поэме С. Есенина, в фольклоре?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Чтение следующего фрагмента
   «Между Пугачевым и Гриневым –
                                                            
                                    
любовный заговор. Пугачев, на людях, постоянно Гриневу подмигивает: ты, мол,
                                    знаешь. И я, мол, знаю. Мы оба знаем.Что? В мире вещественном бедное слово: тулуп, в мире существенном – другое бедное слово: любовь».
Ключевые слова «………………..»
+  -  ?
Аргументация. Прослушивание аудиозаписи калмыцкой сказки про орла и ворона.
-В чем видит смысл своей жизни Пугачев?
-Согласился ли с ним Гринев? Что он ему ответил?
-Как в поэме Есенина выражается мировоззрение Пугачева?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Чтение следующего фрагмента
 « Есть одно слово, которое Пушкин за
                                                            
                                    
всю повесть ни разу не назвал и которое одно объясняет
                                    – все.  Чара.
    Пушкин Пугачевым зачарован. Ибо, конечно, Пушкин, а не Гринев за тем застольным пиром был охвачен «пиитическим ужасом».
    Да и пиитом- то Пушкин Гринева, вопреки всякой вероятности, сделал, чтобы теснее отождествить себя с ним».
   Ключевая фраза «……………»   + - ?   Аргументация. 
    Чтение наизусть отрывков из повести «Капитанская дочка»
    «Когда вспомню, что случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.» (гл.6)
   «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»(гл13)
   -Как вы считаете, в данных строчках выражается мнение Пушкина или только Гринева?
   -Можно ли сказать, что и Есенин зачарован Пугачевым? А народ?
    
  
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 17Стадия «Рефлексия»
1. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний.
2. Обмен мнениями
                                                            
                                    
о новой информации.
2. Выработка собственной позиции.
   
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Домашнее задание
1.Составить таблицу на основе статьи М.Цветаевой.
2.Ответиь на вопросы:
 
                                                            
                                    
-В чем сходство и различие между героем  Есенина и
                                    Пугачевым в текстах преданий и в романе «Капитанская дочка»? (1- вариант)
  -В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? (2- вариант)
  -Выразите свое отношение к позиции авторов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск 
Полатовская Светлана
                                                            
                                    
Юрьевна