Слайд 1Образ Пугачева
в фольклоре,
произведениях
А.С.Пушкина и С.А. Есенина
Модельный урок с использованием
технологии развития критического мышления.
Автор: Полатовская Светлана Юрьевна,
Учитель русского языка и
литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск
Слайд 2Цель урока:
1. Сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведениях С.А. Есенина,
А.С. Пушкина.
2. Развить навыки работы с критической статьей.
3.Выявить сходство и
различие авторских позиций в оценке образа Пугачева и восстания.
4.Выработать собственную позицию.
Слайд 3Стадия «Вызов»
Почему С. Есенин обратился к теме пугачевского бунта?
Видеоклип «Есенин
и революция»
Использование диска «Литература 5-11 классы. БЭНП.»
«Дрофа», «Физикон»
Слайд 4В каких произведениях рассказывается о Пугачеве?
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
С.А.Есенин «Пугачев»
Исторические песни
Слайд 5Мозговой штурм «Что вы узнали
о Пугачеве?»
Предводитель восстания
Самозванец
Народный заступник
Злодей
Благодетель
Слайд 6Составление кластеров
А.С.Пушкин
С.А.Есенин
?
Кластеры(«грозди»)-графический прием систематизации материала в виде грозди
Слайд 7Стадия «Осмысление»
1.Чтение с остановками критической статьи.
2.Выделение ключевых слов.
3. «Инсерт».
4.Аргументация.
5.Составление таблицы.
Слайд 8Инсерт- чтение
I - interactive
интерактивная
N - noting
размечающая
S - system система
E - effective для эффективного
R - reading and чтения и
T -thinking письма
«+» согласен, «-» не согласен, «?» не понял
Слайд 92. Чтение с остановками
« Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к
редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным…»
Ключевое слово
«…………»
+ - ?
Аргументы из повести А.С.Пушкина
Просмотр фрагмента из фильма «Капитанская дочка»
Чтение цитат из поэмы С.А.Есенина
Из фольклора ( - )
Слайд 10Чтение следующего фрагмента
«…ибо в естестве его не было и малейшей
искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное
творение от бессмысленного животного отличают».
Ключевые слова «……….»
+ - ?
контраргументы из художественных произведений
Слайд 11Чтение следующего фрагмента
«История сего злодея может изумить порочного и вселить
отвращение даже в самих разбойниках и убийцах...»
Ключевая фраза «………………»
+
- ?
Аргументы: описание внешности, речевая характеристика.
Следующий этап – составление обобщающей таблицы.
Слайд 13Чтение фрагментов статьи Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев»
«Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала
на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. Вожатый!»
Ключевые слова «………………»
+ - ?
Аргументы из повести «Капитанская дочка» Пересказ эпизода «Метель».
- Случайно ли Пугачев появляется во время метели? Символом чего можно назвать метель? –Как можно объяснить значение слова «вожатый»? –По какой дороге ведет за собой Пугачев?
-Присутствует ли в поэме С.Есенина мотив дороги? (Примеры)
–На фоне какого пейзажа появляется Пугачев в поэме С.Есенина?
-Одинаковое или разное настроение передается через описание
природы?
Слайд 14Чтение следующего фрагмента
«Но помимо благодарности Гринева- Пугачеву,
помимо пугачевской благодарности и благородства, Пугачев к Гриневу одержим отцовской
любовью: любовью к невозможному для него сыну.(Недаром, тот первый вещий сон Гринева о подмененном отце, сон, разом дающий и пугачевскую мечту об отцовстве всея России. И пугачевскую мечту о Гриневе – сыне)».
Ключевая фраза «……………..»
+ - ?
Аргументация. Пересказ вещего сна Петруши.
Присутствует ли тема отцовства в поэме С. Есенина, в фольклоре?
Слайд 15Чтение следующего фрагмента
«Между Пугачевым и Гриневым –
любовный заговор. Пугачев, на людях, постоянно Гриневу подмигивает: ты, мол,
знаешь. И я, мол, знаю. Мы оба знаем.Что? В мире вещественном бедное слово: тулуп, в мире существенном – другое бедное слово: любовь».
Ключевые слова «………………..»
+ - ?
Аргументация. Прослушивание аудиозаписи калмыцкой сказки про орла и ворона.
-В чем видит смысл своей жизни Пугачев?
-Согласился ли с ним Гринев? Что он ему ответил?
-Как в поэме Есенина выражается мировоззрение Пугачева?
Слайд 16Чтение следующего фрагмента
« Есть одно слово, которое Пушкин за
всю повесть ни разу не назвал и которое одно объясняет
– все. Чара.
Пушкин Пугачевым зачарован. Ибо, конечно, Пушкин, а не Гринев за тем застольным пиром был охвачен «пиитическим ужасом».
Да и пиитом- то Пушкин Гринева, вопреки всякой вероятности, сделал, чтобы теснее отождествить себя с ним».
Ключевая фраза «……………» + - ? Аргументация.
Чтение наизусть отрывков из повести «Капитанская дочка»
«Когда вспомню, что случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.» (гл.6)
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»(гл13)
-Как вы считаете, в данных строчках выражается мнение Пушкина или только Гринева?
-Можно ли сказать, что и Есенин зачарован Пугачевым? А народ?
Слайд 17Стадия «Рефлексия»
1. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний.
2. Обмен мнениями
о новой информации.
2. Выработка собственной позиции.
Слайд 18Домашнее задание
1.Составить таблицу на основе статьи М.Цветаевой.
2.Ответиь на вопросы:
-В чем сходство и различие между героем Есенина и
Пугачевым в текстах преданий и в романе «Капитанская дочка»? (1- вариант)
-В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? (2- вариант)
-Выразите свое отношение к позиции авторов.
Слайд 19Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск
Полатовская Светлана
Юрьевна