Разделы презентаций


Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина 8 класс

Содержание

Цель урока:1. Сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.2. Развить навыки работы с критической статьей.3.Выявить сходство и различие авторских позиций в оценке образа Пугачева и восстания.4.Выработать собственную

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина
Модельный урок с использованием

технологии развития критического мышления.
Автор: Полатовская Светлана Юрьевна,
Учитель русского языка и

литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск


Образ Пугачева  в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. ЕсенинаМодельный урок с использованием технологии развития критического мышления.Автор:

Слайд 2Цель урока:
1. Сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведениях С.А. Есенина,

А.С. Пушкина.
2. Развить навыки работы с критической статьей.
3.Выявить сходство и

различие авторских позиций в оценке образа Пугачева и восстания.
4.Выработать собственную позицию.

Цель урока:1. Сопоставить образ Пугачева в фольклоре, произведениях С.А. Есенина, А.С. Пушкина.2. Развить навыки работы с критической

Слайд 3Стадия «Вызов» Почему С. Есенин обратился к теме пугачевского бунта?
Видеоклип «Есенин

и революция»
Использование диска «Литература 5-11 классы. БЭНП.»
«Дрофа», «Физикон»

Стадия «Вызов»  Почему С. Есенин обратился к теме пугачевского бунта?Видеоклип «Есенин и революция» Использование диска «Литература

Слайд 4В каких произведениях рассказывается о Пугачеве?
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
С.А.Есенин «Пугачев»
Исторические песни

В каких произведениях рассказывается о Пугачеве?А.С.Пушкин «Капитанская дочка»С.А.Есенин «Пугачев»Исторические песни

Слайд 5Мозговой штурм «Что вы узнали о Пугачеве?»
Предводитель восстания
Самозванец
Народный заступник
Злодей
Благодетель

Мозговой штурм «Что вы узнали  о Пугачеве?»Предводитель восстанияСамозванецНародный заступникЗлодейБлагодетель

Слайд 6Составление кластеров
А.С.Пушкин
С.А.Есенин
?
Кластеры(«грозди»)-графический прием систематизации материала в виде грозди

Составление кластеров А.С.ПушкинС.А.Есенин?Кластеры(«грозди»)-графический прием систематизации материала в виде грозди

Слайд 7Стадия «Осмысление»
1.Чтение с остановками критической статьи.
2.Выделение ключевых слов.
3. «Инсерт».
4.Аргументация.
5.Составление таблицы.

Стадия «Осмысление»1.Чтение с остановками критической статьи.2.Выделение ключевых слов.3. «Инсерт».4.Аргументация.5.Составление таблицы.

Слайд 8Инсерт- чтение

I - interactive

интерактивная
N - noting

размечающая
S - system система
E - effective для эффективного
R - reading and чтения и
T -thinking письма

«+» согласен, «-» не согласен, «?» не понял

Инсерт- чтение    I - interactive        интерактивнаяN -

Слайд 92. Чтение с остановками
« Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к

редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным…»

Ключевое слово

«…………»
+ - ?
Аргументы из повести А.С.Пушкина
Просмотр фрагмента из фильма «Капитанская дочка»
Чтение цитат из поэмы С.А.Есенина
Из фольклора ( - )





2. Чтение с остановками « Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы

Слайд 10Чтение следующего фрагмента
«…ибо в естестве его не было и малейшей

искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное

творение от бессмысленного животного отличают».
Ключевые слова «……….»
+ - ?
контраргументы из художественных произведений
Чтение следующего фрагмента«…ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной

Слайд 11Чтение следующего фрагмента
«История сего злодея может изумить порочного и вселить

отвращение даже в самих разбойниках и убийцах...»
Ключевая фраза «………………»
+

- ?
Аргументы: описание внешности, речевая характеристика.

Следующий этап – составление обобщающей таблицы.






Чтение следующего фрагмента«История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах...»Ключевая

Слайд 13Чтение фрагментов статьи Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев»

«Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими двумя жестами: сначала

на дорогу вывел, а потом и на все четыре стороны отпустил. Вожатый!»

Ключевые слова «………………»
+ - ?

Аргументы из повести «Капитанская дочка» Пересказ эпизода «Метель».

- Случайно ли Пугачев появляется во время метели? Символом чего можно назвать метель? –Как можно объяснить значение слова «вожатый»? –По какой дороге ведет за собой Пугачев?

-Присутствует ли в поэме С.Есенина мотив дороги? (Примеры)
–На фоне какого пейзажа появляется Пугачев в поэме С.Есенина?
-Одинаковое или разное настроение передается через описание
природы?

Чтение фрагментов статьи Марины Цветаевой «Пушкин и Пугачев»   «Вся встреча Гринева с Пугачевым между этими

Слайд 14Чтение следующего фрагмента
«Но помимо благодарности Гринева- Пугачеву,

помимо пугачевской благодарности и благородства, Пугачев к Гриневу одержим отцовской

любовью: любовью к невозможному для него сыну.(Недаром, тот первый вещий сон Гринева о подмененном отце, сон, разом дающий и пугачевскую мечту об отцовстве всея России. И пугачевскую мечту о Гриневе – сыне)».

Ключевая фраза «……………..»
+ - ?
Аргументация. Пересказ вещего сна Петруши.

Присутствует ли тема отцовства в поэме С. Есенина, в фольклоре?


Чтение следующего фрагмента   «Но помимо благодарности Гринева- Пугачеву, помимо пугачевской благодарности и благородства, Пугачев к

Слайд 15Чтение следующего фрагмента
«Между Пугачевым и Гриневым –

любовный заговор. Пугачев, на людях, постоянно Гриневу подмигивает: ты, мол,

знаешь. И я, мол, знаю. Мы оба знаем.Что? В мире вещественном бедное слово: тулуп, в мире существенном – другое бедное слово: любовь».

Ключевые слова «………………..»
+ - ?
Аргументация. Прослушивание аудиозаписи калмыцкой сказки про орла и ворона.
-В чем видит смысл своей жизни Пугачев?
-Согласился ли с ним Гринев? Что он ему ответил?
-Как в поэме Есенина выражается мировоззрение Пугачева?

Чтение следующего фрагмента   «Между Пугачевым и Гриневым – любовный заговор. Пугачев, на людях, постоянно Гриневу

Слайд 16Чтение следующего фрагмента
« Есть одно слово, которое Пушкин за

всю повесть ни разу не назвал и которое одно объясняет

– все. Чара.
Пушкин Пугачевым зачарован. Ибо, конечно, Пушкин, а не Гринев за тем застольным пиром был охвачен «пиитическим ужасом».
Да и пиитом- то Пушкин Гринева, вопреки всякой вероятности, сделал, чтобы теснее отождествить себя с ним».

Ключевая фраза «……………» + - ? Аргументация.
Чтение наизусть отрывков из повести «Капитанская дочка»

«Когда вспомню, что случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.» (гл.6)
«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»(гл13)

-Как вы считаете, в данных строчках выражается мнение Пушкина или только Гринева?
-Можно ли сказать, что и Есенин зачарован Пугачевым? А народ?




Чтение следующего фрагмента « Есть одно слово, которое Пушкин за всю повесть ни разу не назвал и

Слайд 17Стадия «Рефлексия»
1. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний.
2. Обмен мнениями

о новой информации.
2. Выработка собственной позиции.

Стадия «Рефлексия»1. Соотнесение новой информации и имеющихся знаний.2. Обмен мнениями о новой информации.2. Выработка собственной позиции.

Слайд 18Домашнее задание
1.Составить таблицу на основе статьи М.Цветаевой.
2.Ответиь на вопросы:

-В чем сходство и различие между героем Есенина и

Пугачевым в текстах преданий и в романе «Капитанская дочка»? (1- вариант)
-В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? (2- вариант)
-Выразите свое отношение к позиции авторов.
Домашнее задание1.Составить таблицу на основе статьи М.Цветаевой.2.Ответиь на вопросы:  -В чем сходство и различие между героем

Слайд 19Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск
Полатовская Светлана

Юрьевна

Учитель русского языка и литературыГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск Полатовская Светлана Юрьевна

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика