Разделы презентаций


Образ сада в русской литературе

Содержание

Введение.Цель работы.Задачи.Актуальность.Основная часть.Заключение.СОДЕРЖАНИЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1(1903)
Образ сада
в русской литературе.
«Мертвые души»- сад Манилова и Плюшкина

+ «Вишневый сад»-  сад Раневской и Гаевой.
Автор: Таирова Эльвира

Шамилевна- учитель русского языка и литературы.

«Каждый из нас — сад, а садовник в нем-воля»
У. Шекспир

(1903)Образ сада в русской литературе.«Мертвые души»- сад Манилова и Плюшкина + «Вишневый сад»-  сад Раневской и Гаевой.

Слайд 2Введение.
Цель работы.
Задачи.
Актуальность.
Основная часть.
Заключение.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.Цель работы.Задачи.Актуальность.Основная часть.Заключение.СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 3Предмет изучения
Предметом исследования в работе являются поэтические отражения универсального образа

«сада» в культурном сознании ХIХ века.

Предмет изученияПредметом исследования в работе являются поэтические отражения универсального образа «сада» в культурном сознании ХIХ века.

Слайд 4Цель работы:
Рассмотреть образ сада в произведении А.П.Чехова «Вишневый сад» и

Н.В.Гоголя «Мертвые Души».
Изучить роль образа сада и выяснить значение данного

образа в произведениях Чехова и Гоголя.
Описать образ сада и его роль в раскрытии характеров героев произведений.

Цель работы: Рассмотреть образ сада в произведении А.П.Чехова «Вишневый сад» и Н.В.Гоголя «Мертвые Души».Изучить роль образа сада

Слайд 5Описать сад, как основной пространственный образ анализируемых произведений в мифопоэтическом

аспекте.
Охарактеризовать образ сада в пьесе А.П.Чехова « Вишневый сад"

с точки зрения визуальных звуковых символических компонентов, составляющих его.
Описать механизм трансформации чеховского образа вишневого сада в поэме Гоголя «Мертвые души».

Задачи

Описать сад, как основной пространственный образ анализируемых произведений в мифопоэтическом аспекте. Охарактеризовать образ сада в пьесе А.П.Чехова

Слайд 6Раневская, Гаев: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости,

воспоминание о счастье.
Раневская: "Если во всей губернии есть что-нибудь

интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад".
Аня: сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.
Сад - надежды на будущее.
Лопахин: сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.



Раневская, Гаев: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская:

Слайд 7Фирс: сад - барское благополучие.
"В прежние времена, лет сорок -

пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!«
Трофимов:

вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.
"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...".
"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

Фирс: сад - барское благополучие.

Слайд 8символ родного дома
символ родины
символ красоты
символ прошлого
символ настоящего
символ будущего

символ родного домасимвол родинысимвол красоты символ прошлогосимвол настоящегосимвол будущего

Слайд 9Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого,

что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская

мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".
Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и

Слайд 10Обратимся теперь к садам из «Мертвых душ» — в имении

Плюшкина и у помещика «в соседстве».
Описание первого сада заканчивается

следующим авторским резюме: «Словом, все было как-то пустынно-хорошо <...> как бывает только тогда <...> когда по нагроможденному, часто без толку, труду человека пройдет окончательным резцом своим природа, облегчит тяжелые массы, уничтожит грубоощутительную правильность и нищенские прорехи, сквозь которые проглядывает нескрытый, нагой план, и даст чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности»
Обратимся теперь к садам из «Мертвых душ» — в имении Плюшкина и у помещика «в соседстве». Описание

Слайд 11Сад Плюшкина находится позади господского дома. Сад оживляет безжизненный и тоскливый пейзаж усадьбы Плюшкина.

Только природа способна придать свежесть этому унылому месту.  Дикий, заросший

сад красив, даже если за ним никто не ухаживает, ведь он - часть природы. Сад несет в себе жизнь и энергию, стремление к развитию и росту. В этом смысле сад является полной противоположностью самому Плюшкину, который "завял" и "засох" после смерти жены .
Сад Плюшкина находится позади господского дома. Сад оживляет безжизненный и тоскливый пейзаж усадьбы Плюшкина. Только природа способна придать свежесть этому унылому

Слайд 12Сад— у «соседа» предстает нечто прямо противоположное, «когда театрально выскакивает

из древесной гущи озаренная поддельным светом ветвь, лишенная своей яркой

зелени, а вверху темнее, и суровее, и в двадцать раз грознее является чрез то ночное небо...»
Сад— у «соседа» предстает нечто прямо противоположное, «когда театрально выскакивает из древесной гущи озаренная поддельным светом ветвь,

Слайд 13Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою» . Бесхозяйственность

Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно,

жалко, мелко.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций.. . была видна беседка с плоским земным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления...
Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою» . Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в

Слайд 14Поместье Манилова — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков,

первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется симпатия к людям)

, заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора» . Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.
Поместье Манилова — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (пока еще сохраняется

Слайд 15Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплиментов, от которых

должны растаять чиновники. "Он взглянул в городской сад, который состоял

из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою". Разумеется, найти "очень красиво выкрашенными" подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. А Гоголь иронизирует, издевательски сравнивает "дурно принявшиеся, тоненькие" деревца с их роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.
Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплиментов,  от которых должны растаять чиновники.

Слайд 16  Таким образом, в символике гоголевских пейзажей заключена целая философия человека.

Тот, кто не развивал своих душевных способностей, пренебрег ими, показан

«в челюстях ада», извративший же природные добрые качества души неизбежно станет жертвой«грозного» карающего неба. Как идеал здесь выступает естественная «природа» человека. Ее символизирует сад Плюшкина (за исключением заглохшего участка), он же оттеняет театральность второго пейзажа в многочисленных черновых редакциях этого текста.
  Таким образом, в символике гоголевских пейзажей заключена целая философия человека. Тот, кто не развивал своих душевных способностей,

Слайд 17
Список литературы.
Волченко  Н.А.  Всего и надо, что вчитаться. К проблеме

адаптации технологии  «Новое образование»  для классно-урочной формы обучения. Русская словесность 

№ 7. М.: Школьная пресса.2003.
Галанов Б.Е.  Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель.1972. – 184 с.
Гоголь Н.В.   Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1987. – 703.( Б – ка учителя)
Добин Е.С.  Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель.1975. – 191.
Кислицына  Т.Г. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М.: Духовные  истоки. 2004. – 223.
Машинский  С.И.  Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение. 1979. – 432.
Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа. 2006.  – 444.
Список литературы.Волченко  Н.А.  Всего и надо, что вчитаться. К проблеме адаптации технологии  «Новое образование»  для классно-урочной формы

Слайд 18Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика