Слайд 1Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского
Слайд 2Да, я люблю его, громадный гордый град,
Но не за то,
за что другие,
Не здания его, не пышный блеск палат
И не
граниты вековые
Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой
Я прозреваю в нём иное.
Его страдание под ледяной корой,
Его страдание больное.
(Апполон Григорьев, «Город»)
Слайд 3 Цель работы – определение специфики изображения Санкт-Петербурга в
творчестве Ф. М. Достоевского. Для ее реализации необходимо было решить
следующие задачи:
анализ образа Санкт-Петербурга в русской литературе XVIII – первой половины XIX веков;
изучение роли Санкт-Петербурга в творческом пути писателя;
анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского, связанных с образом Санкт-Петербурга.
Слайд 4Структура работы
В соответствии с поставленными задачами моя работа
структурирована следующим образом:
Глава I - основные особенности восприятия образа
Санкт-Петербурга в произведениях писателей XVIII – первой половины XIX века. Глава II - роль Санкт-Петербурга в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.
Глава III - рассмотрены специфические черты изображения Петербурга в художественном мире Ф. М. Достоевского.
Слайд 5Метод работы
Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций
Слайд 6Материалы исследования
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повести «Хозяйка» и
«Двойник», романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание»,
«Идиот».
Слайд 7 В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан
ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город
- это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.
Слайд 8 Достоевский подчёркивает бесхарактерность внешнего облика города: «В архитектурном смысле он
– отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод;
всё постепенно заимствовано и по-своему перековеркано».
Слайд 9 Такой предстаёт перед читателем панорама Невы в романе «Преступление и
наказание»:
«Небо было без малейшего облачка, а вода почти
голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, чем как смотря на него отсюда, с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…но необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
Слайд 10 Описание дома, где жила мать Нелли: «Дом был небольшой, но
каменный, старый, двухэтажный, окрашенный грязно-жёлтой краской.
Окна верхнего этажа были чрезвычайно
малые и совершенно квадратные, с тусклыми зелёными и надтреснутыми стёклами, сквозь которые просвечивали розовые коленкоровые занавески».
Слайд 16 Для Достоевского Петербург – «самый угрюмый город», который может быть
на свете. Достоевский подходит к описанию его души согласно приёмам
художественного творчества его времени: через мастерски написанные бытовые сцены.
Слайд 17«Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь
удивить…»
Слайд 18 «Я взял первого попавшегося Ваньку на скверной гитаре...»
Слайд 19«Посетители этой кондитерской большею частию немцы…»
Слайд 20Адреса, связанные с героями произведений Ф. М. Достоевского
Вознесенский проспект часто
употреблялся в сочинениях Достоевского. Действие «Преступления и наказания» тесно с
ним связано, и Раскольников жил в доме Шиля, приуроченном к Столярному переулку.
Слайд 21 На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На
него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова, а также
окна дома старухи-процентщицы.
Слайд 22 В глубине мастерски написанного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные
и оскорблённые», мы встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».
Слайд 23 На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар, где разыгрывается сцена встречи
Раскольникова с опозоренной девочкой…
Слайд 24 В «Униженных и оскорблённых» значительное место занимает Васильевский остров. На
6-й линии у Малого проспекта жила несчастная мать Нелли. Этот
адрес шепчет холодеющими губами умирающий старик. На 13-й линии жили Ихменевы и умерла Нелли. «В третьей линии, на Малом проспекте» жила невеста Свидригайлова, а у самого Тучкова в четырёхэтажном доме жил друг Раскольникова, Разумихин.
Слайд 25 В образ Петербурга Достоевского причудливо вплелась и ненависть к городу,
и любовь. Он опалил свою душу о якобы «холодный город».
Его чувство Петербурга многогранно и с трудом поддаётся анализу.
Слайд 26 Тяга к изучению «физиологии города» столь велика в Достоевском потому,
что через неё проникают его взоры в таинственные недра души
города. Этим Достоевский «открыл новую страницу восприятия Петербурга».