Слайд 1Образ Воронежа в стихотворениях О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой.
Выполнила учитель русского языка
и литературы МОУ Базовская СОШ Резникова Г.П.
Слайд 2«Поразительно, что простор, широта, глубокое дыхание появились в стихах Мандельштама
именно в Воронеже, когда он был совсем несвободен».
(А.Ахматова)
Слайд 3Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня
иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь,-
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож.
Слайд 4Человек с тяжелым характером, он был не очень удачливым коммерсантом
и доморощенным философом одновременно.
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что
за фамилия чертова –
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама...
Слайд 5Москва открыла Мандельштаму непетербургскую Россию, а Воронеж - саму землю.
Создается такое впечатление, что до прибытия в Воронеж Мандельштам земли
как таковой не видел - просто не замечал.
Слайд 6В Воронеже жизнь возвращалась медленно, поэзия вернулась внезапно и бурно
апрельскими днями 1934 года, когда пробуждается природа и так приятно
пахнут синие пласты чернозема. «Чернозем» – первое стихотворение ссыльного Мандельштама в Воронеже.
И в голосе моем после удушья
Звучит земля –последнее оружье
Сухая влажность черноземных га.
Слайд 7
Воронежская ссылка Мандельштама продолжалась три года и
была временем его необычайного творческого взлёта. Этот период жизни для
Мандельштама стал очень плодотворным: было написано 98 стихотворений, которые потом составили цикл "Воронежские тетради". Их относят к числу лучших его лирических произведений. Под каждым стихотворением стоит буква «В». Она означает «Воронеж».
Слайд 8 Мандельштам стал ездить по области и отдаваться простору,
и природа врывается в его лирику. Это стихи про щегла.
С тех пор Воронеж стал для многих «Страной щегла».
Слайд 9 Первая строка первого стихотворения "Первой воронежской тетради"
говорит об этом открытии плодоносящей земли: "Я живу на важных
огородах". Если в начальный период творчества ключевым понятием для Мандельштама было слово "камень", то в воронежских стихах такими понятиями стали "земля" и "небо".«
Я по природе своей ожидальщик. Оттого мне здесь ещё труднее", - говорил он в Воронеже А. Ахматовой. И, однако, Воронеж он полюбил: здесь ещё ощущался вольный дух российских окраин, здесь взору открывались просторы родной земли:
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь молчит в апрельском повороте...
А небо, небо – твой Буонаротти!"
Слайд 10 Купленные в Воронеже простые школьные тетради заполнялись быстро ложившимися
строками стихов. В стихах этих открывалась человеческая судьба: страдания, тоска,
желание быть услышанным людьми
Воронежский период - время высочайшей творческой интенсивности. Четверть всего, что Мандельштам написал, приходится на воронежские годы. Болдинская осень. Тут, правда, надо учесть особенность дарования - Мандельштам не мог писать одновременно стихи и прозу. Сесть за прозу в Воронеже не получалось. И рождались стихи.
Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт…
Слайд 11 «Воронежские тетради» - это лирический дневник поэта. Благодаря «Воронежским
тетрадям» Осип Эмильевич навсегда прописан в нашем старом русском городе.
Жена поэта писала: «Воронеж был чудом, и чудо нас туда привело». О жизни его души, его сознания мы узнаем из них лучше, чем из многих свидетельств со стороны.
Слайд 12 С 5 по 11 февраля 1936 года Анна
Андреевна посетила Воронеж. Осип Эмильевич был несказанно рад появлению Ахматовой
в его квартире. Мандельштам, рассказывая о приезде Анны Ахматовой, смеясь говорил: "Анна Андреевна обиделась, что я не умер". Он, оказывается, дал ей телеграмму, что при смерти. И она приехала, осталась верной старой дружбе. Дружба между двумя поэтами не угасала несмотря ни на какие внешние события в их жизни.
Слайд 13Несколько дней два мастера в комнатушке, окна которой выходили на
памятник Петру I в центре сквера, беседовали о поэзии, спорили
о Данте, читали стихи.
Анна Ахматова передала своё впечатление о жизни Мандельштама в известном стихотворении "Воронеж":
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским - вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
Слайд 14 Купленные в Воронеже простые школьные тетради заполнялись
быстро ложившимися строками стихов. В стихах этих открывалась человеческая судьба:
страдания, тоска, желание быть услышанным людьми
Воронежский период - время высочайшей творческой интенсивности. Четверть всего, что Мандельштам написал, приходится на воронежские годы. Болдинская осень. Тут, правда, надо учесть особенность дарования - Мандельштам не мог писать одновременно стихи и прозу. Сесть за прозу в Воронеже не получалось. И рождались стихи.
Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт…
Слайд 15Несколько дней два мастера в комнатушке, окна которой выходили на
памятник Петру I в центре сквера, беседовали о поэзии, спорили
о Данте, читали стихи. Анна Ахматова передала своё впечатление о жизни Мандельштама в известном стихотворении "Воронеж":
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским - вороны,
Да тополя, и свод светло-зеленый,
Размытый, мутный, в солнечной пыли,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
Слайд 16Именно здесь, в Воронеже, Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные
слова: «Поэзия – это власть, раз за неё убивают, ей
воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…»
Слайд 17 В январе 1937 года Мандельштам чувствовал себя особенно тревожно,
он задыхался. И всё-таки в эти январские дни им было
написано много замечательных стихотворений. В них узнавалась наша русская зима, морозная, солнечная, яркая:
В лицо морозу я гляжу один, -
Он - никуда, я - ниоткуда.
И всё утюжится, плоится без морщин
Равнины дышащее чудо.
Слайд 18Но тревога нарастала, и уже в следующем стихотворении Мандельштам пишет:
О, этот медленный одышливый простор -
Я им пресыщен до
отказа!
И всё разрешается замечательным и страшным стихотворением:
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я, что ли, пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок…
Как ужасно здесь чувство бессилия!
Слайд 19
Венец «воронежской лирики» – «Стихи о неизвестном
солдате» (1937). Надежда Яковлевна вспоминает, что в каком-то разговоре про
«Стихи о неизвестном солдате» Мандельштам сказал, что «он сам – неизвестный солдат». Только ли предчувствовал – или знал, – что ему суждено сгинуть вот так – анонимно, безвестно, не оставив даже крупицы точного знания о конце своего земного пути? Так или иначе, но этими стихами он предрек, предвосхитил свой «последний творческий акт».
Слайд 20Только ли предчувствовал – или знал, – что ему суждено
сгинуть вот так – анонимно, безвестно, не оставив даже крупицы
точного знания о конце своего земного пути? Так или иначе, но этими стихами он предрек, предвосхитил свой «последний творческий акт».
Слайд 21 Воронежская земля, земля изгнания, поэтом увидена и воспета.
На фоне русского пейзажа звучит торжествующая тема человеческого достоинства: «И
не ограблен я и не надломлен»,- пишет он и продолжает: « Я должен жить, хотя я дважды умер…»
Воронежская земля, земля изгнания, поэтом увидена и воспета. На фоне русского пейзажа звучит торжествующая тема человеческого достоинства: «И не ограблен я и не надломлен»,- пишет он и продолжает: « Я должен жить, хотя я дважды умер…»
Воронежская земля, земля изгнания, поэтом увидена и воспета. На фоне русского пейзажа звучит торжествующая тема человеческого достоинства: «И не ограблен я и не надломлен»,- пишет он и продолжает: « Я должен жить, хотя я дважды умер…»
Слайд 22Поэт был в клетке, но он не был сломлен, он
не был лишен внутренней тайной свободы, которая поднимала его надо
всем даже в заточении:
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Да, погубленный, но не побеждённый поэт. Он силён шёпотом шевелящихся губ.
Слайд 23 Однажды — это было летом 1935 г. —
возле мраморного Кольцова остановился Осип Эмильевич Мандельштам. Он спросил своего
спутника: «...а будет ли поставлен когда-нибудь памятник мне в Воронеже?» Памятник поэту Осипу Мандельштаму в Воронеже был открыт 2 сентября 2008 года. Бронзовая фигура поэта установлена в городском парке "Орленок" напротив дома № 13 по улице Фридриха Энгельса, где поэт жил с супругой во время ссылки с 1934 года по 1937 год.
Открытие памятника Мандельштаму совпало по времени с 70-летием со дня его гибели.
Слайд 24http://community.livejournal.com/stih_v_karmane/3408.html
http://www.oshoworld.ru/forum/viewtopic.php?p=43329&
http://www.liveinternet.ru/users/1964139/post70908170/
http://blogs.privet.ru/user/olga-er?page=8
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Alon1.php
http://esenin.ru/forum/viewtopic.php?p=49518&
http://www.mberg.net/kalvino/
http://scorpig.livejournal.com/48951.html
http://www.akhmatova.org/avtograph/avtograph.htm