Слайд 1Образы и настроения природы в стихотворениях русских поэтов XIX века
(Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Е.А. Баратынского,
И.С. Никитина)
Пойми живой язык природы, -
И скажешь ты: прекрасен мир.
Иван Никитин
Слайд 2
Цели урока:
1. Обучающие:
•расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете,
А.Н. Майкове, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине;
•закрепить умения определять способы
создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
•развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
•развить навыки защиты проекта;
3. Воспитательные:
•воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
•воспитывать любовь к родной природе.
Слайд 3Проектная работа
по группам :
краткий рассказ по биографии и творчеству
поэта;
видеоклип к стихотворению;
музыкальное оформление выступления;
выразительное исполнение стихотворения;
анализ стихотворений по плану:
- название;
- тема, основная мысль;
- настроение стихотворения;
-художественные выразительные средства;
- размер стихотворения.
Слайд 4
Ф. И. Тютчев
(1803-1873)
Жизнь природы была одной из
центральных тем поэзии поэта
Фёдора Ивановича Тютчева.
Слайд 5
Словарная работа
(«Осенний вечер»):
Умильная – нежная, приятная
(устар.).
Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.).
Ущерб – потеря, убыток, урон, упадок.
Изнеможенье – состояние полной усталости, бессилия.
Слайд 6Вывод
Тютчев изображает природу не со стороны, не как
наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа
у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».
И. Левитан
«Золотая осень»
Слайд 7
А.А. Фет
(1820-1892)
Основные темы- природа и любовь, которые
образуют фетовскую вселенную красоты.
Слайд 8Словарная работа
Дол - то же, что
долина.
Мрак- отсутствие света, тьма.
Глагол-речь, слово (стар.)
Бытиё- (книжн.). Объективная реальность
(материя, природа),существующая независимо
от нашего сознания.
Слайд 9Вывод
Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными",
Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".
А. Саврасов
«Лунная ночь»
Слайд 10
А.Н. Майков
(1821 – 1897)
А.Н.Майков- один из жизнерадостных поэтов. Пейзаж у него всегда залит солнцем.
Слайд 11Словарная работа
Зыблется –
колеблется.
Бездна – очень глубокая пропасть, пучина.
Тешить
– забавлять, развлекать, доставлять удовольствие чем-нибудь.
Внемля (устар.) – слушая.
Слайд 12Вывод
Стихотворение написано от первого лица, поэт передаёт в
нем своё восприятие природы. В отличие от других поэтов, например,
Тютчева, Фета, в поэзии Майкова нет той сложности мысли, нет той загадочности, недосказанности.
Клод Моне
«Овсяное поле с
маками»
Слайд 14Словарная работа
Материальный – вещественный, реальный.
Дубрава –
дубовый лес, лиственная роща (высок.)
Скопища – (неодобр.) толпа,
сборище.
Слайд 15Вывод
Стихотворения Евгения Баратынского необычны тем, что передают состояние
души поэта, пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.
Ф. Васильев
«Мокрый луг»
Слайд 16
И.С. Никитин
(1824 – 1861)
Главная
тема стихов И.С.Никитина - родная природа. Композиторы написали на его
слова свыше шестидесяти песен и романсов. Многие стихотворения Никитина вошли в песенный народный репертуар.
Слайд 17Словарная работа
Нужда – потребность в чем-нибудь.
Кровля – крыша.
Досаждать – причинять
досаду: чувство раздражения и неудовольствия.
Слайд 18Вывод
Стихи Никитина удивительно искренни и реалистичны. Он
знал тяготы и беды своих героев - крепостного крестьянина, городского
ремесленника, дворового, пряхи, швеи... Поэт не просто сочувствовал человеку, он страдал его страданием и писал словно от имени этого страдания. Поэтому его стихи волнуют и проникают в душу.
Илья Глазунов
«Город. Сумерки.»
Слайд 19Рефлексия
Познакомились…
Совершенствовали умения…
Развивали умения…
Я могу похвалить
себя и своих одноклассников за…
Слайд 20Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. Какое впечатление от
этого урока осталось у вас в душе? Выбери нужное.
Меня урок:
Взволновал, очаровал, не оставил равнодушным, восхитил, научил любить родную землю, многому научил, огорчил, разочаровал, оставил равнодушным, опечалил…
Слайд 21Домашнее задание.
Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте
план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, которые помогут почувствовать ваше
настроение и отношение к увиденному. Озаглавьте ваше сочинение.