Разделы презентаций


Обрядовый фольклор

Содержание

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, действа, которые исполнялись во время обряда.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор

Слайд 2Обрядовый фольклор
- это песни, танцы, действа, которые исполнялись во

время обряда.

Обрядовый фольклор - это песни, танцы, действа, которые исполнялись во время обряда.

Слайд 3Обряд.
Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и

обычаи.
Народные обряды делятся на два цикла: на календарные обряды, связанные

с хозяйственной деятельностью крестьянства, и на семейно-бытовые, обусловленные рождением человека, вступлением в брак, проводами в армию, смертью и т.д.
Обряд.Совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.Народные обряды делятся на два цикла: на

Слайд 4Календарно-обрядовый фольклор
- это фольклор обрядов календарного цикла:
- весенние песни(веснянки,

заклички);
- летние песни(троицкие, хороводные);
осенние песни(жальные).
Жанры:
- колядки;
- щедровки;
- масленичные песни.

Календарно-обрядовый фольклор - это фольклор обрядов календарного цикла:- весенние песни(веснянки, заклички);- летние песни(троицкие, хороводные);осенние песни(жальные).Жанры:- колядки;- щедровки;-

Слайд 5Колядки
Наиболее яркие отличительные особенности приобрели народные Святочные обряды (Святки —

святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова). Празднование Святок среди

крестьян начиналось под день Рождества Христова, это празднование открывалось общественным обрядом "колядования" (Коляда у славянских народов, по мнению историка Н. Карамзина, — бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел с времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.
КолядкиНаиболее яркие отличительные особенности приобрели народные Святочные обряды (Святки — святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова).

Слайд 6Щедровки
На Святки парни "водили козу" (в древности коза являлась символом

плодородия и природы). Ведущий — "михоноша" (мехоноша) вел парня в

вывернутой шерстью наружу шубе, с бородой из пеньки, который изображал козу. Другой — "Журав" — палкой с крюком бил присутствующих, а те откупались дарами. Обряд сбора даров назывался "щедровать".

"Щедровками" считались дары и песни, исполняемые в честь хозяев дома. В Дмитровском уезде "козой" была девушка, которую водили по домам, и она отвечала на все вопросы, получая за это угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу веду".

ЩедровкиНа Святки парни

Слайд 7"Овсень" или "Таусень"
Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к

Осеннему Равноденствию (обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит

за точку Равноденствия).
В древние времена он же был праздником Нового Года (новолетье), в результате чего, позже, при переносе празднования нового года произошла путаница с пониманием времени его проведения.

Слайд 8Во время обрядовой трапезы жрец или старейшина «прячется» за яствами,

сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите

ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!» — то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не узрели!» — и подаёт знак к началу праздничного «пира горой».

Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника. Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом.

Во время обрядовой трапезы жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает

Слайд 9"Похороны кукушки"
Кукушечка-рябушечка, Пташка плакучая: К нам весна пришла, Весна-красна! —
пели крестьянские девушки на

Орловщине в дни Вознесения (40-й день после Пасхи, отмечаемый в

честь "вознесения" Христа на небо. К Вознесению в ряде мест приурочивались некоторые приметы, связанные с кукушкой. Как правило, в этот период начинало колоситься жито и замолкала кукушка. В народе говорилось: "Кукушка подавилась житным колоском" и "Рада бы век на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется". "Кукушкой" называлось соломенное чучело (а иногда это была или просто обряженная ветка, или кукла), которое сначала торжественно "крестили", а затем столь же торжественно "хоронили".

Слайд 10У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу

Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С кукушкой на Орловщине

связан и другой ритуал. Девушки собирали траву "кукушкины слезы", делали куклу-кукушку и посвящали ей свадебный обряд, а затем хоронили и кумились.

Обряд "Похороны кукушки" был сугубо женским, вернее, девичьим обрядом, совершавшийся тайно, чтобы никто из посторонних не смог узнать места "крещения" и захоронения кукушки.


У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу — противницу Мары, олицетворения смерти, болезни и нечисти. С

Слайд 11"Кострома"
Главным действующим лицом было чучело из рогож и соломы —

"Кострома". Название обряда произошло от слова "костра" — жесткая кора

льна, конопли, сорной травы. В конце праздника "Кострому" сжигали. Сказывалась древняя вера наших предков в очистительную силу огня. В Брянском уезде весенний праздник "Кострома" был посвящен ткачеству. Считалось, что была некогда могучая богиня — покровительница прях. В ее честь собирались тайно женщины, чтобы выткать священную ткань.
И сделать все нужно было за один день — и лен обработать, и нити спрясть, и полотно соткать.


Слайд 12Иван Купала
Древние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним

из которых был бог плодородия Купало. Его описывали как прекрасного

молодого мужчину в венке из желтых цветов.
Символ праздника — цветок иван-да-марья . Легенда рассказывает о том, что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о своем родстве.
Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке. Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.
Иван КупалаДревние язычники-славяне до прихода православия поклонялись многочисленным богам, одним из которых был бог плодородия Купало. Его

Слайд 13Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо

попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя

трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи: Той земля ecи сырая, Земля матерая. Матерь нам сей родная, Всех сей нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий ecu народила И злак всякой напоила Пользой беса отгоняти И в болезнях отгоняти. Повели с себя урвати Разных надобьев, угодьев Ради пользы на живот! Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.
Из собранных цветов также плели венки. Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила

Слайд 14Хлебный спас.
России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому

дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с

ними.
Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню.
У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь.

С 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь.

Хлебный спас.России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика