Слайд 1Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Слайд 2В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит
спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
По-вашему, небось, все надо
хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Слайд 3 Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто
в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего,
кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Слайд 4 Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом
не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых
нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Слайд 5“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых
“несть граду стояния”. Н.С.Лесков
Слайд 7И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891
Слайд 8Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870
года:
“Сказки и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и
типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.
Слайд 9Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике,
напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.
“Очарованный странник”
– это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.
Слайд 10…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе
и кругом себя.
Н.Лесков
“Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”,
т.е. кто он, очарованный странник?
Слайд 11«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения
вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“
„грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе».
В.Розанов (русский философ)
Слайд 12Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина:
Крепостной форейтор. Побег.
В разбойниках и «няньках».
Поединок.
Плен.
Возвращение на родину. Конэсер.
Любовь.
Под
чужим именем.
Монастырь. Прозрение.
Слайд 18Образ Ивана Флягина
Характерные черты:
Бездумность
Слепой азарт
Сила молодости
Смелость
Наивность
Смекалка
Доброта
Любовь
живучесть
Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных
законов (дух спит)
Пробуждение духа
Осознание грехов
Проповедь Николая Чудотворца и Христа
Борение плоти
и духа
праведность
Слайд 19Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист
и художник в душе?
Слайд 20 Сама речь героя в его рассказе становится в лесковском сказе выражением еще
одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все
это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».