Слайд 1Одежда древних славян
Автор: Васяева Ольга Владимировна, учитель русского языка МОУ
«РПКГ имени преподобного Сергия Радонежского»
Слайд 2СОЗЕРЦАЯ ПОЛОТНА ЖИВОПИСЦЕВ
Поражаешься могучей изобразительной силе знаменитых живописцев Васнецова, Билибина.
Именно их работы определяют образ нашего далекого прошлого в современном
сознании.
Однако художники пользовались в лучшем случае материалами XVI-XVII веков. Между тем, имеющиеся на сегодняшний день данные археологии позволяют довольно точно реконструировать облик наших предков даже отдаленного былинного периода, называемого Древней Русью (то есть до распада Древнерусского государства в середине XI в.)
Слайд 3Одежда в те времена несла гораздо большую смысловую нагрузку, чем
сегодня, являясь своеобразной визитной карточкой человека.
Недаром существует поговорка о
том, что «встречают по одежке…»: по костюму человека современники легко могли определить его происхождение, социальное, имущественное и семейное положение
Слайд 4
Из чего же состоял гардероб древних русичей, которые жили в
златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире и Суздале?
Находки археологов и старинные летописи
помогают нам восстановить облик «модниц» Древней Руси.
Слайд 5Женский костюм
Женский наряд состоял из длинной рубахи до пят и
юбки-поневы
Слайд 6ПОНЕВА
Понева – древняя одежда. Упоминается еще в письменных источниках домонгольского
периода.
Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или
полушерстяной ткани, стянутых на талии плетенным узким пояском; ее носили только замужние женщины.
Слайд 7Женская рубаха
Была длиннее мужской – она доходила до ступни.
Подпоясывали её
расшитым охранительными узорами поясом.
Узорами расшивались горловина, подол и запястья.
Слайд 8На рубаху сверху надевали
девушки – запону, которая была короче рубахи
и по бокам не сшивалась;
женщины – разноцветную поневу (юбку), она
также не сшивалась по бокам, а стягивалась на талии гашником.
В праздник поверх этих одежд надевался нарядный навершник – длинный, широкий, с короткими широкими рукавами, придававший фигуре особую величавость.
Слайд 9
Сарафан входит в широкий обиход не раньше конца XI в.,
являясь одеждой, заимствованной у скандинавов.
Традиционный русский сарафан – глухой, с
пришитыми сверху лямками и одевается через голову.
Скандинавский же сарафан – хрангерок, состоял, как правило, из двух полотнищ, соединявшихся друг с другом и с лямками при помощи парных застежек-фибул скорлупообразной формы.
Слайд 10ОДНИМ
ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ КОСТЮМА ЯВЛЯЛСЯ ПОЯС
Появиться неподпоясанным считалось неприличным
для мужчины и совершенно невозможным для женщины, за исключением определенных
культовых обрядов.
На браслете XII в. Сохранилось изображение неподпоясанной девушки с распущенными волосами и длинными рукавами, плывущей в танце. Вероятно, там запечатлена сцена языческого праздника Ивана Купала.
Женские пояса всегда были матерчатыми: тканными или плетенными
Слайд 11ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Головные повязки: у женщин это был девичий головной убор,
называвшийся «краса». Он представлял собой повязку из яркой дорогой ткани,
украшенную как можно богаче. «Красу» часто расшивали серебром, жемчугом или даже золотом.
Носили также тонкие металлические венчики – диадемы.
Замужние женщины и вдовы всегда покрывали голову «платком-повоем», который также мог богато украшаться.
Слайд 12УКРАШЕНИЯ
Из украшений, кроме
браслетов, женщины
носили
бусы из цветно
го стекла, хрусталя и
долика
и ожерелья, включающие всевозможные украшения-подвески.
Дети и женщины надевали привески-бубенчики из бронзы, реже из серебра, привешивающиеся обычно к поясу. Бубенчики, связанные с Богом Грозы Перуном, играли роль оберегов.
Типично славянским женским украшением были височные кольца, имевшие различную форму.
Слайд 13Женская обувь
Обувь была в основном кожаной.
Археологи находят и грубые, скроенные
из одного куска кожи, поршни, и изящные, сшитые на колодке
башмаки.
Вся обувь не имела каблуков.
Простонародье охотно обувалось в лапти, не столько по бедности, сколько потому, что эта легкая, удобная и гигиеничная обувь была чрезвычайно удобна, например, при полевых работах
Слайд 14МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Основными видами мужскойодежды были рубаха и порты, причем у
знати это была нижняя одежда, у народа –
основная.
Чем богаче был человек, тем многослойнее был его костюм
Слайд 16Рубаха
Это древнейшая из одежд, ибо её название восходит к древнему
слову «руб», то есть «самый грубый».
Рубаха доходила до колен. Имела
круглый ворот (иногда прослеживается и воротник- стойка, однако широкое распространение в русском костюме он получает в более позднее время)
Слайд 17Длина рубахи, материал, из которого она сшита, и характер орнаментов
определялись социальной принадлежностью и возрастом.
Длинные рубахи носили знатные и пожилые
люди.
Более короткие – другие сословия, так как будни народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений.
Рубаху носили на выпуск и обязательно с поясом.
Слайд 18МУЖСКОЙ ПОЯС
Составлял 1,5-2 см в ширину, имел металлическую пряжку и
, довольно часто, наконечник.
Люди, принадлежащие к полиэтнической культуре – профессиональные
воины и вожди купеческих ватаг, любили носить заимствованные у степных воителей наборные пояса – ремни, покрытые серебряными или бронзовыми фигурными накладками.
К поясу подвешивались всевозможные необходимые вещи: нож, оселок и др.
Слайд 19
Порты, суженые у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху
надевали ещё одни – шелковые или суконные.
Они стягивались на
поясе шнурком – гашником (отсюда выражение «держать что-то в загашнике»).
Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна 2,5 метров), и на них надевали лапти, в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.
Слайд 20ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Из головных уборов можно выделить три типа:
-колпак
-шапка
-головная повязка
Колпаки делались
цельноваляными из шерсти, полукруглыми или остроконечными. Это очень древняя форма
головного убора, являющаяся еще и удобным подшлемником. Колпаки отделывали тесьмой по краю и швам.
Шапка – головной убор полусферической формы, часто из яркой нарядной ткани, отороченный мехом, известна по древним идолам и изображениям князей.
Головные повязки, удерживающие длинные волосы изготовлялись из самых разных материалов: кожи, ткани, бересты.
Слайд 21ОБУВЬ
САПОГИ изначально обувь кочевников, были распространены довольно мало.
ЛАПТИ были:
толстые и
тонкие
темные и светлые
простые и с плетёнными узорами
нарядные – из подкрашенного
разноцветного лыка.
Обувь надевалась на шерстяные носки-копытца без пяток, вязанные иглой, или портянки. Сверху наматывались шерстяные обмотки-онучи, поднимавшиеся на четверть икры. Мужчины наматывали их поверх штанов, а женщины – на голую ногу.
Слайд 22Верхняя одежда
Верхней одеждой древних руссов являлся плащ прямоугольной формы, длиной
обычно до середины икр. Он делался из двойного слоя шерсти,
мог подбиваться мехом, богато отделываться по краю тесьмой и вышивкой.
В Х в. У представителей высших слоев общества появляются заимствованные у южных соседей, хазар и алан, кафтаны.
Русские кафтаны были льняными или шелковыми, с разрезами сзади и сбоков, с круглым или стоячим воротом. Кафтаны шились длиной чуть ниже колен или до середины икр.
Слайд 23Русский комплекс костюма, сформировавшийся еще в древности, просуществовал, видоизменяясь и
дополняясь, вплоть до наших дней, по-прежнему доставляя собой самобытную, нарядную
и очень удобную одежду.