Слайд 1М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Слайд 2 Михаил Андреевич Осоргин
Михаил Андреевич
родился и вырос в Перми. В 1897 году Михаил Ильин
поступил на юридический факультет Московского университета. В 1902 году окончил его и начал заниматься адвокатской практикой.
Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».
Слайд 3Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Слайд 4Вещи живут своей, самостоятельной, независим от человека жизнью: «часы шагают,
хворают, кашляют «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и
рисуется», «раздвинутые
ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»
Слайд 5Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
«шляпа передразнивает своего
владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник - «добродушный комик»,
«у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям».
Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Слайд 6Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.
Например,
«раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
«часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Слайд 7Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.
Слайд 8Синтаксические приемы - риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой
жизнью - кто же сомневается?»;
многочисленные длинные ряды однородных членов,
обращения к читателю; грамматические - употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.
Слайд 9В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная
душа» пенс- не, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого
рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
Слайд 10Пересказ текста
Какова история карандаша?
Какие путешествия совершает он, когда его
ищут?
Слайд 11Пересказ текста
Что же случилось с пенсне?
Какая история с ним
произошла?
Слайд 12Пересказ текста
Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
Можно ли думать, что
исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Слайд 13Итог урока.
Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?
Все предметы,
описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них
исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Слайд 14Домашнее задание
Придумать свою историю о каком-нибудь предмете.
Прочитать статью учебника «И.С.
Шмелев» (с. 138-139), ответить на вопросы.
Прочитать рассказ И.С. Шмелева «Как
я стал писателем», подготовить его пересказ.