Слайд 1Литературное чтение. 6 класс. (казахская школа)
Подготовила: учительница русского языка и
литературы
сш № 11 города Кызылорды Кызылординской области Есентаева Дина Лауиевна
Слайд 11Тема урока: И.С.Тургенев
Перепёлка
Цели урока:
1. образовательная – дать ученикам
понятие о жизни и творчестве И.С.Тургенева, как одного из корифеев
русской литературы; усвоить содержание рассказа, узнать новые слова; усвоить имена героев рассказа; научиться выразительно читать рассказ;
2. воспитательная – привить детям нравственные основы: любить природу и животных, уметь сострадать;
3. развивающая – развивать устную грамотную речь учащихся, обогащение словарного запаса, развитие глубокого понимания художественного текста.
Слайд 12Тип урока: изучение новой темы
Методы: слово учителя, беседа, комментированное чтение
Наглядности:
портрет писателя, иллюстрации к рассказу, картины с изображением перепелки, использование
мультимедииного кабинета для показа слаидов.
Слайд 13Ход урока.
1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Принять рапорт дежурных
учеников. Запись на доске и в тетрадях число и тема
урока. Заранее повесить портрет И.С. Тургенева.
Слайд 16Биография Ивана Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев
(1818 — 1883) – русский писатель, родился в городе
Орел в дворянской семье.
Слайд 17Иван Сергеевич Тургенев
писал, в основном, произведения о любви и
природе. Его герои – чуткие, благородные люди. Красота природы, красота
человеческих чувств – тема его рассказов, повестей, романов. Тургенев подробно описывает чувства и переживания людей.
Слайд 18В 1852 году публикуется книга Тургенева «Записки охотника». Роман Тургенева
«Отцы и дети» создается во время ссылки в имение в
Спасском (1862). Проза Тургенева охватывает множество тематик. К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относятся «Муму», «Бежин луг» (и другие из серии записок Тургенева), «Ася», романов – «Накануне», «Дворянское гнездо», «отцы и дети».
В конце 1870х -начале 1880х годов в биографии Тургенева популярность быстро возросла, однако в результате тяжелой болезни он умирает в 1883 году.
Давайте прочитаем и посоревнуемся
«Кто лучше » читает скороговорку.
Слайд 23перепелка
Обыкнове́нный пе́репел, или перепёлка лат. Coturnix coturnix; устаревшее название —
лат. Coturnix dactylisonans s. communis — птица подсемейства куропатковых отряда
курообразных.
Слайд 26Мне было десять лет, когда со мной случилось то, что
вам сейчас расскажу. Дело было летом. Я жил тогда с
отцом на хуторе.
Слайд 28Отец мой был страстным охотником; и как только не был
занят по хозяйству – и погода стояла хорошая,- он брал
ружьё, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов. …
Слайд 30Он часто брал меня с собою… большое это было для
меня удовольствие! Я надевал через плечо фляжку – и воображал
себя охотником!... Когда же раздавался выстрел, и птица падала, я всякий раз подпрыгивал на месте и даже кричал – так мне было весело, и никакой жалости я не ощущал. ..
Слайд 32Вот однажды мы с отцом отправились на охоту — под
самый Петров день. В то время молодые куропатки еще малы
бывают, отец не хотел их стрелять и пошел в мелкие дубовые кустики, возле ржаного поля, где всегда попадались перепела.
Слайд 33Вдруг Трезор сделал стойку; отец мой закричал: «Пиль!» — и
из-под самого носа Трезора вскочила перепелка — и полетела. Только
полетела она очень странно: кувыркалась, вертелась, падала на землю — точно она была раненая или крыло у ней надломилось.
Слайд 35Отец даже выстрелить не мог, он боялся, что зацепит дробью
собаку. И вдруг смотрю: Трезор наддал, — и цап! Схватил
перепелку, принес и подал ее отцу. Отец взял ее и положил себе на ладонь, брюшком кверху.
Слайд 37Я подскочил. «Что это, говорю, она раненая была?» — «Нет,
— ответил мне отец, — она не была раненая; а
у ней, должно быть, здесь близко гнездо с маленькими, и она нарочно притворилась раненой, чтобы собака могла подумать, что ее легко поймать». — «Для чего же она это делает?» — спросил я.
Слайд 38«А для того, чтобы отвести собаку от своих маленьких. Потом
бы она хорошо полетела. Только на этот раз она не
разочла; уж слишком притворилась — и Трезор ее поймал». — «Так она не раненая?» — спросил я опять. «Нет... но живой ей не быть... Трезор ее, должно быть, даванул зубом».
Слайд 40 Я пододвинулся ближе к перепелке. Она неподвижно лежала на
ладони отца, свесив головку, — и глядела на меня сбоку
своим карим глазком. И мне вдруг так жаль ее стало! Мне показалось, она глядит на меня и думает: «За что же я умирать должна?
Слайд 41За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких своих старалась
спасти, отвести собаку подальше — и вот попалась! Бедняжка я!
бедняжка! Несправедливо это! Несправедливо!»
Слайд 42«Папаша! — сказал я, — да, может быть, она не
умрет...» — и хотел погладить перепелочку по головке. Но отец
сказал мне: «Нет! Вот посмотри; у ней сейчас лапки вытянутся, она вся затрепещется, и закроются ее глаза». Так оно точно и случилось. Как только у ней закрылись глаза — я заплакал.
Слайд 43. «Чему ты?» — спросил отец и засмеялся. «Жаль мне
ее, — сказал я. — Она долг свой исполняла —
а ее убили! Это несправедливо!» — «Она схитрить хотела, — ответил мне отец. — Только Трезор ее перехитрил». «Злой Трезор! — подумал я... да и сам отец показался мне на этот раз недобрым. — Какая же тут хитрость?
Слайд 44Тут любовь к детенышам, а не хитрость! Если ей приказано
притворяться, чтобы детей своих спасать, — так не. следовало Трезору
ее поймать!» Отец хотел было сунуть перепелку в ягдташ, но я ее у него…..
Слайд 45Но вот что удивительно: с того дня пропала моя страсть
к охоте и я уже не думал о том времени,
когда отец подарит мне ружье! Однако, когда я вырос, я тоже начал стрелять; но настоящим охотником никогда не сделался.
Слайд 46Слова урока
жалость –аяу, есіркеу
куропатка – шіл
отправляться – идти
перепел
(перепелка) – бѳдене
родник (родничок) – қайнар бұлақ
Слайд 47Сочились – текли
хутор – ауыл
несправедливо - әділетсіз
нетронутая трава –
нескошенная трава
сделать стойку – увидеть дичь и замереть
отвести собаку
– обмануть собаку.
Слайд 48Работа с учебником.
*Практическое задание:
-Составьте портрет мальчика, используя слова на
стр.159
-Подберите к словам синонимы: неожиданно, посмотрел, подвиг, поступок, очень большой
Слайд 49 *Вопросы по содержанию 1 части:
-Как писатель описывает удовольствие, которое
герой испытывал, отправляясь на охоту с отцом?
-Каким должен быть настоящий
охотник, по мнению мальчика?
-Какие чувства испытывал герой во время охоты?
*Чтение 2 части рассказа, стр.157-159
Слайд 50*Вопросы по содержанию 2 части:
-Как куропатка пыталась обмануть Трезора?
-Что испытывал
мальчик, глядя на раненую перепёлку?
-Почему мальчик считал происходящее несправедливостью? Почему
отец считал хитростью поведение перепёлки?
-Как Тургенев показывает, что отец мальчика «страстный охотник»?
-Как изменилось отношение мальчика к охоте после истории с перепелом?
Слайд 514. Закрепление нового материала .
I. Центральная проблема произведения.
-Какую проблему
раскрывает автор в данном произведении?
(проблему жестокого, неосторожного отношения к природе,
проблему внутреннего мира человека)
Слайд 52 * Отработка выразительного чтения рассказа.
5. Домашнее задание: стр.
156-159, прочитать и пересказать
6. Подведение итогов занятий
Слайд 53- В каком веке жил и занимался творчеством И. С.
Тургенев?
- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве писателя?
-
В какое время живут персонажи?
- Что вы знаете об укладе жизни того далёкого времени?
II. - Что заставило автора говорить об этой проблеме?
(существование жестокости)
Слайд 54Дети ищут и зачитывают цитаты-доказательства.
“Раненая птица билась и хлопала крыльями
то на траве, то в зубах Трезора – с неё
текла кровь, а мне всё-таки было весело, и никакой жалости я не ощущал. Чего бы я не дал, чтобы самому стрелять из ружья и убивать куропаток и перепелов!”
Слайд 55“За что же я умирать должна? За что? Ведь я
свой долг исполняла; маленьких своих старалась спасти, отвести собаку подальше
– и вот попалась! Бедняжка! Бедняжка! Несправедливо это! Несправедливо!”
Слайд 56(К уроку дети должны были найти дополнительный материал о перепёлке)
-
Кто эта бедняжка?
- Что вы можете ещё сказать об этой
птице?
Слайд 57(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти
до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми
пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных.
Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок.
Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).
Слайд 58- Так какие стороны жизни волнуют автора? (учитель записывает на
доске)
Бездушие и Сострадание
Ненависть и Любовь
- По мнению автора, какими душевными
качествами должен обладать человек?
(любить, сострадать, переживать и жалеть)
- Для чего создано произведение?
(чтобы обогатить внутренний мир читателя
Слайд 59- Зачитайте отрывок, где Тургенев пишет о мелких дубовых кустиках.
-
Как вы считаете, автор достаточно полно описал этот уголок? (нет)
-
Почему? (потому что мальчика не привлекала красота природы, он был занят мыслями об охоте)
- Закройте глаза и представьте, что вы оказались в этом леске. На что бы вы обратили внимание, что почувствовали?
Каждый ученик говорит одно, два предложения.
Слайд 60(Например: Ласково греет солнышко. Пахнет земляникой и цветами. Жужжат трудолюбивые
пчелы. Дует теплый ветерок. Заливисто поют птицы. И т.п.)
- Как
вы думаете, смог бы мальчик думать об охоте, если бы обратил внимание на окружающую его красоту?(не смог бы).
- Правильно, красота обогащает внутренний мир человека, он становится добрее и разумнее.
Слайд 61. Персонажи. (записи в тетрадях, либо слова подчёркнуты в учебниках карандашом).
Слайд 62Мальчик
Портрет
Десять лет
В больших сапогах
С фляжкой через плечо
Весь в поту
Слайд 63Глаголы
надевал
не отставал
подпрыгивал
кричал
Прицеливался
Слайд 64Указывал
посмотрел
хотел погладить
заплакал
выпросил
положил бережно
подышал
приподнял
закричал
Слайд 65достал и подал нож
стрелять не стал
Слайд 66Чувства
было весело
жалости не ощущал
Слайд 67- Расскажите о мальчике.
(Рассказ начинать с портрета, далее использовать только
ключевые глаголы и заканчивать рассказ тем, какими чувствами обладает персонаж.)
-
Меняется ли он?
(Происходит нравственное пробуждение персонажа.)
- Докажите.(дети анализируют действия мальчика)
- Что послужило толчком для нравственного пробуждения?
(Случай с перепёлкой)
- Что почувствовали вы?
Слайд 68- Этот рассказ автобиографичный. Иван Сергеевич Тургенев пишет о своём
детстве. Действительно с того самого дня он ходил в лес
не ради охоты, он наблюдал, любовался природой, запоминал забавные случаи, а затем писал свои рассказы.
Слайд 69- Что хотел сказать автор своим произведением?
(Он говорит читателю, что
нужно относится к природе с любовью.
Хотел вызвать в душах читателей
жалость к окружающим нас животным. Человек- могущественный хозяин на Земле. Он может всё. Природа беззащитна перед ним. Сотни, тысячи лет он берёт у природы всё, что захочет. Вымирают редкие животные, исчезают растения, мелеют реки… Иван Сергеевич Тургенев призывает читателя быть бдительным. Читатель не остаётся равнодушным к погибшей перепёлке. Он вместе с персонажем мучается, переживает…Т.о.автор с помощью своего творчества вносит вклад в дело защиты природы, духовно обогащает душу человеческую. Воспитывает человека добрым, мудрым, внимательным).