Слайд 1«ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ…»
По рассказу А.Платонова «Юшка» (7
класс)
Слайд 2эпиграф урока
«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.
П. Гааз)
Слайд 3Цели урока:
Обучающие:
продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и
творчеством;
осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
обучение умению анализировать текст художественного
произведения;
Развивающие:
Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса;
Воспитывающие:
- Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
-воспитывать личность духовно – нравственную, умеющую сострадать;
Слайд 4Андрей Платонович Платонов ( 1899- 1951)
"Жизнь сразу превратила меня
из ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- признавался
А. Платонов.
Слайд 5Что вы знаете об этом писателе? Заполните первую колонку таблицы
№1
Слайд 6Прочитайте материал и заполните вторую колонку.
«Родился в Ямской
слободе на окраине Воронежа в 1899году. Довольно скудный и простой
пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой любовью.
Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет.
Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе - литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию.
Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году.
С 1926 года работает над романом о революции «Чевенгур», который был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.)
Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.
Слайд 7Определите тему и идею рассказа «Юшка». Запишите в таблицу №2.
Слайд 8Можно ли зло победить добром?
Актуальна ли проблема в современном мире?
Заполните
таблицу №3 связными 3-4 предложениями.
Слайд 9 Работа групп «6 шляп»
Инструкция к групповой работе.
Белая шляпа (изложение
фактов, описаний.) Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте
охарактеризовать Юшку одним определением.
Красная шляпа (эмоциональное восприятие текста). Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?
Черная шляпа (критическая, негативная). Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?»
Желтая шляпа (обращает внимание на то, что есть положительного). Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?
Синяя шляпа (аналитическая, поисковая). Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.
Записи ведутся по принципу «двойного дневника»: справа - цитата, слева - размышления по поводу.
Слайд 11Тайна имени
Ефим- Происходит от древнегреческого "эуфемос": благочестивый, благодушный. Внешне Ефим
похож на мать. … В древнегреческом - Еуфемос, что значит "благодушный".
В Россию пришло из Византии вместе с христианством.
Дмитриевич- Происхождение этого имени связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия.
Юшка ( из словаря) – кровь, животворящая жидкость, то без чего жить человеку нельзя
Слайд 13Герой в восприятии окружающих
«Вот ты будешь такой же, как Юшка!
Вырастешь и будешь ходить летом босой, а зимой в худых
валенках и все тебя будут мучить и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»
Слайд 15Синяя шляпа (аналитическая, поисковая).
Слайд 16Позиция автора по проблеме «Можно ли зло победить добром?»
Автор считает,
что….
В своем тексте он рассказывает о ….
Таким образом, автор убеждает
нас в том, что..
Слайд 17Моя позиция ( работа трех групп)
Слайд 18А.П. Чехов писал:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого
человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Слайд 19Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Можно ли зло победить добром?»