Слайд 1Уроки литературы в 8 классе
Д. И. Фонвизин
Слайд 2«НЕДОРОСЛЬ» КАК САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ КОМЕДИИ.
Урок 1.
Слайд 3Комедия «Недоросль»
Какие недостатки обличает Фонвизин?
В чьи уста вложил он свои
сокровенные мысли?
Слайд 4Постановка комедии
Где впервые была поставлена комедия?
Что сказал князь Потёмкин Фонвизину
после выхода комедии?
Что осудил писатель в комедии?
Что раньше обозначало слово
«недоросль»?
Слайд 5Роды литературы
Эпос
Лирика
Драма
Чем, по-вашему, драма отличается от лирики и эпоса?
Она предназначена
для постановки на сцене
Её содержание – диалоги и монологи действующих
лиц. Их речь сопровождается ремарками
Слайд 6Термины
Диалог – разговор двух или нескольких лиц
Монолог – речь, рассказ,
выражение мыслей и чувств от первого лица
Ремарка – авторское указание
об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах
Слайд 7Драма – от греч. «действие»
В драматическом произведении движения событий протекают
особенно остро и напряжённо. В то же самое время события
могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Слайд 8Основные виды (жанры) драмы
Трагедия
Драма (как жанр)
Комедия
Водевиль
Фарс
Мелодрама
Слайд 9Любовный конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о Софье и о соискателях на её руку
Известие
о приезде Стародума
Попытка похитить Софью
Счастливый финал – соединение Милона и
Софьи
Слайд 10Социально-политический конфликт
Экспозиция
Завязка
Кульминация
Развязка
Рассказ о Простаковой и её семье
Известие о приезде Стародума
Попытка
похитить Софью
В финале порок наказан – Простакова и её имение
отданы под опеку
Слайд 11Урок Митрофана
Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит
столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с
этим? Почему?
Слайд 12Тришкин кафтан
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным
Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при
внимательном прочтении 1-ого действия?
Слайд 13Нравы семьи Простаковых
Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об
их родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения дворян к крепостным,
интересы помещиков?
Слайд 14Отрицательные герои
Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не
должно быть.
К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и
крепостного права?
Слайд 15Образ Стародума
Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает
в своих монологах?
Слайд 17«НЕДОРОСЛЬ» КАК КОМЕДИЯ КЛАССИЦИЗМА
Урок 2.
Слайд 18Направления в искусстве
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Модернизм
Слайд 19Классицизм сложился
В литературе
Живописи
Скульптуре
Архитектуре, садово-парковом искусстве
Музыке
Слайд 20По ходу лекции заполните таблицу
Слайд 21Запишите основные положения лекции
Классицизм сложился во Франции в 17 веке
в связи с началом эпохи абсолютной монархии
Слово произошло от латинского
названия, что значит «образцовый»
Классицисты подражали древним грекам и римлянам
Слайд 22Принципы классицизма
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
Наследование античности как образцу
Подражание “украшенной” природе
Главная категория – красота
Слайд 23Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль
Версаль –
резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту
Андре Ленотра. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Слайд 24«Самсон, разрывающий пасть льва»
Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?
Античный
герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха
Слайд 25Классицизм в живописи
Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”
Лысенко «Прощание
Гектора с Андромахой»
Найдите здесь черты классицизма
Слайд 26Основные требования классицизма в литературе
1. Герои - “образы без лиц”.
Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного
языка в высокоих жанрах
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа в комедии(герой, героиня, ложный герой, субретка, обманутый отец, резонёр)
7. Деление героев на положительных и отрицательных
8. Герой-схема, носитель одного качества
9. Условность места действия
10. Застывшие характеры
Слайд 27Деление жанров
Высокие жанры
Низкие жанры
Ода
Героическая поэма
Трагедия
Гимны
Басни
Комедии
Сатиры
Слайд 28Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции
“Задача комедии состоит в том,
чтобы бичевать пороки”.
Ж.-Б. Мольер
Слайд 29«Недоросль» как классицистическая комедия