Слайд 1
Земля, дом, семья
в прозе сибирских писателей
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рыбинская
средняя общеобразовательная школа»
Каменского района
Алтайского края
Выполнила:
Выдра Зинаида,
ученица 9
класса
Руководитель:
Селиверстова Екатерина
Федоровна,
учитель русского языка,
литературы
с. Рыбное
2011г
Слайд 2«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей,
работа,
люди, с кем вместе правишь праздники и будни,
и земля, на которой стоит твой дом».
Слайд 3Отношение к родному селу
(диаграмма 1)
Слайд 5Цель:
показать взаимосвязь понятий «дом», «земля», «семья» в произведениях сибирских
писателей.
Слайд 6Задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
получить представление о личности писателя
(В.Г. Распутин, Г.Д.Гребенщиков, И.Ф.Юровский),
его основных вехах
биографии;
познакомиться с основными характерными чертами
стилей писателей;
выявить систему взаимосвязи
понятий «дом», «земля», «семья».
Слайд 7Гребенщиков Георгий Дмитриевич
Юровский Игорь Федорович
Гребенщиков Георгий Дмитриевич
Распутин Валентин Григорьевич
«В полях»
(рассказ)
«Сестра
приехала»
(рассказ)
«Прощание с Матёрой»
(повесть)
Слайд 8«В полях»
(рассказ)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«Прощание с Матёрой»
(повесть)
Словарь:
лексическое значение;
ударение;
иллюстрации.
Изучение произведений (крестьянский быт);
изучение
истории Руси;
…
Материал дополняется
«В полях»
(рассказ)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«В полях»
(рассказ)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«В полях»
(рассказ)
«Прощание с
Матёрой»
(повесть)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«В полях»
(рассказ)
«Прощание с Матёрой»
(повесть)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«В полях»
(рассказ)
Слайд 9Гребенщиков Георгий Дмитриевич
Юровский Игорь Федорович
Гребенщиков Георгий Дмитриевич
Распутин Валентин Григорьевич
«Четыре подпорки
у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с
кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».
Слайд 10дом
изба
«строение»
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Жилое здание, строение.
Крестьянская
изба
Христос
крестьянин
усадьба
Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза,
колхоза.
В сельской местности: участок земли при доме.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Жилое здание, строение.
Христос
крестьянин
Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза.
В сельской местности: участок земли при доме.
Земля
квартира
помещение для людей, жильё, жилище
Жилое здание, строение.
Жилое здание, строение.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Жилое здание, строение.
Жилое здание, строение.
Жилое здание, строение.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Жилое здание, строение.
Крестьянская
изба
Крестьянская
изба
крестьянин
Крестьянская
изба
Христос
крестьянин
Крестьянская
изба
усадьба
усадьба
В сельской местности: участок земли при доме.
усадьба
Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза.
В сельской местности: участок земли при доме.
усадьба
Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза.
В сельской местности: участок земли при доме.
усадьба
Земля
Поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки совхоза, колхоза.
В сельской местности: участок земли при доме.
усадьба
квартира
квартира
помещение для людей, жильё, жилище
квартира
Жилое здание, строение.
Жилое здание, строение.
Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
Жилое здание, строение.
Слайд 11У настоящего дома (избы) «свои собственные, стародавние имена, от которых
пошли другие слова,…был бы дом, и не было бы того,
чтобы человеческое жилье ставили на слепые глаза!»
Г.Гребенщиков «В полях»
«Все попрятались в тёплую избу», «зашумел самовар в кути», «Даниловна начинает месить тесто».
Павел «Прощание с Матёрой»
Слайд 12Тяжело давалось ей эта побелка, но «перепоручать эту работу никому
нельзя: «… тут нужны собственные руки, как при похоронах матери
облегчение дают собственные, а не заемные слезы».
«Ноги её «совсем не ходили, руки не шевелились, раздирала страшная головная боль.
«… значит к её собственным слабым силёнкам какое-то отдельное и особое дополнение ради этой работы
Дарья «Прощание с Матерой»
Слайд 13«достала старенький половник», «вернула на прежнее место… с ласковым приговором:
«Тебе ли, родненький, в город ехать, жизню менять?.. дома оставайся.
Тебе уж не мы с Егором нужны, тебе чтоб под своим порогом находиться… никто тут тебя не тронет…».
Затем «она стала наговаривать чуть не всему, к чему прикасалась. Долго держалась Настасья: « «Ниче, ниче», - стоя в рост в лодке и обирая руками слезы, бормотала Настасья. И вдруг, как надломившись, упала на узлы и завывала».
Настасья «Прощание с Матерой»
Слайд 16«Из веку почитали в доме трёх хозяев - самого, кто
главный в семье, русскую печь и самовар».
«Не
спрашивая у Настасьи, Дарья взяла её стакан, плеснула в него из заварника и подставила под самовар…. Потом Дарья налила Симе и добавила себе…»
«Настасья! Иди чай пить, Богодул
пришёл! Гаркни там Татьяну, пущай тоже
идёт», - скомандовала Дарья, торопясь
ставить самовар».
«Богодул что-то недовольно буркнул и
затих, ожидая, когда заговорит Дарья». «Прощание с Матерой»
Слайд 17«Заря уже потухла, когда все тесным кружком уселись вокруг черного
котелка, прямо на притоптанном жнивье полосы.»(«В полях»)
Круг
Огонь
Слайд 18Безрогая кика
Рогатая кика
Головной убор
плодородие, размножение, достаток;оберег
Слайд 19Буквально на глазах, несмотря на тяжёлую работу, «молодели…немолодые уже бабы….Гомонили,
играли, дурили, как маленькие». И пыл этот не проходил: «И,
приступая опять к работе, приходили в себя, говорили: «Ну, совсем обезумели бабы, дорвались до Матёры. Она, поди-ка, и не верит, что это мы», но «в следующий роздых с удовольствием безумели снова».
«Прощание с Матерой»
Слайд 20«…бросались друг к другу двое, не видевшиеся уже много лет,
успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь,
обнялись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги». «Прощание с Матерой»
Слайд 21«Молодуха Федосья сдерживала Игнаткин задор, прося его поумерить свой пыл:
«Помаленьку! Не гони, а то лошадь упадет, изувечится… Помаленьку».
Увидев
это, Анисья громко закричала: «Ишь, вот как работают!.. Ах, вы, штобы вас совсем!..- и смеялась полным здоровья и задорной радости молодым смехом». «В полях»
Слайд 22«Вот молодец, Тимша. Ступай сюда - бери скорее грабли, помогай…».
«Ступай скорее, пособляй им, а то, ишь они все капаются
там…». «В полях»
Рано утром, по первому снегу, дед и Тимка вышли на улицу, Трофим смастерил лопатку «и встретил его с веселой улыбкой:«Во - от ядрено - зелено, мы тут два таких молодца, как начнем грести- живо все с тобой управим!... и, подгоняя торопившегося в снег Тимку, крикнул:«Удалей!..Вот так его, Христову рубашку!..»». «В полях»
Тимка и
дедушка
Трофим
Слайд 23 Даниловна – старейшая из женщин, но дело не в
возрасте: автор отмечает, что она «домовитая, хлопотливая». (Домовитая (словарь Ушакова
Д.Н.) - хозяйственная, заботливо относящаяся к своему хозяйству) («В полях»)
Игнатка (Игнашка), Тимка (Тимша, Тимонька,Тимошка); Трофима называли только «дедушкой» («В полях»);
Маришка («Сестра приехала»);
Тятя («В полях»).
Даниловна – старейшая из женщин, но дело не в возрасте: автор отмечает, что она «домовитая, хлопотливая». (Домовитая (словарь Ушакова Д.Н.) - хозяйственная, заботливо относящаяся к своему хозяйству) («В полях»)
Игнатка (Игнашка), Тимка (Тимша, Тимонька,Тимошка); Трофима называли только «дедушкой» («В полях»);
Маришка («Сестра приехала»);
Тятя («В полях»).
Слайд 24 Дарья («Прощание с Матерой») – из древне – персидского
- «обладающая добром», «благой»: люди тянутся к этой женщине. «…Дарья
ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надёжней». Все важные монологи, диалоги происходят в доме этой пожилой женщины.
Архип («В полях») с греческого - «повелевающий лошадью». Он был настоящим хозяином. Семья живет зажиточно: имеет свою пасеку, в страду нанимает работника. Даже после смерти в доме Архипа собралось много людей, а это значит, что он был уважаемым человеком.
Мария ( «Сестра приехала») - «любимая», «желанная». К этой женщине проникся любовью сам автор: Марию он называет только полным именем.
Слайд 26Пётр в переводе с греческого - «камень»: ух - словообразующая
единица, образующая стилистически сниженные синонимы имён существительных - личных и
нарицательных, от которых они образованы
Люди из Академии наук «Петрухину избу выделили и отметили»: кружева её оконных наличников редкой и тонкой работы, какая интересная роспись на заборах, какие в ней полати, «из каких она сложена брёвен. Теперь жестяная пластинка гласила: «Памятник деревянного зодчества. Собственность Ак. Наук». «Прощание с Матерой»
Слайд 27Петруха буквально силой заставил мать «перевозиться», хотя « перевозить было
особенно нечего»- «не сегодня- завтра нагрянет за избой музей». В
том, что сам мог сгореть, Петруха «так уверился», что, «рассказывая, добивался у себя слезы и дрожи в голосе - того, что требовалось для правды». Выбежал из избы в сапогах - «обуться все-таки успел старательно», прихватил гармошку.
«Прощание с Матерой»
Слайд 28 Как похож сейчас был Петруха на тех « чужих»,
которые надругались над Матёрой, Подмогой. Ходил Петруха под тёмными силами.
Даже сама мать стенала: «Ну, бесовый! Ну, бесовый! Как знала!» «От него. Как от чумного, отодвигались…». «Или он опьянел от пожара, или с вечера ещё не просох окончательно, но казался…нетрезвым и пошатывался; лохматый и грязный, ...в майке, одна лямка которой сползла с плеча, и в сапогах…». «Прощание с Матерой»
Слайд 29Матёринцы «стояли заворожённые и подавленные страшной силой огня», лица «казались
слепленными, восковыми». Все смотрели, как умирает изба («скорбные лица», «в
мёртвом раздумье уставились на огонь», «жуткое…молчание людей»).
Люди отвергли Петруху: « По какому-то точно наущению они оглянулись на Петруху…, задержали глаза. Как он? Что он делает? Что испытывает теперь?»
Катерина, прибежав, заголосила, протянула руки к горящей избе. Люди понимали: «имеет право кричать,… пожалели…», она «подняла глаза и не убирала их больше с того, что с малых лет было её долгом». Катерина просит у избы и предков прощения за своего нерадивого сына: «заплакала навзрыд, невидяще кланяясь поверженной избе…». «Прощание с Матерой»
Слайд 30 «На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. В ее
ответе звучит не только категоричность, но и явная угроза: «Я
тебе дам – хватит! Три литра сделал и уже хватит?». Петр, очевидно, к такой с ним манере обращения жены привык: «Четыре получилось, - уточнил Петр». А во время дождя Татьяна кричит мужу «ласково»: «Иди – поушибает. Кому говорю – иди сюда!».«Сестра приехала»
Слайд 31Петра жена успокоила: «Все равно до субботы погниют. Пусть берет».
Татьяна «Сестра приехала»
Сначала он все пытался перевести в шутку (не
мог открыто признаться, что ему жалко яблок (это от тридцати – то деревьев!): «Другой раз, сеструха, с мешком не приезжай. С мешком – за картошкой ездят». Петр «Сестра приехала»
Слайд 32 Главным героям не даёт имён. (В рассказе «Сестра приехала»
имени матери Петра и Марии так и не узнаём даже
в финале произведения.).
Отрицательные клички («Прощание с Матерой»: Воронцов этимологически связано со словом вороненый, то есть «покрытый чернью». Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Невежественная, некультурная среда, толпа. Черный - мрачный, тяжелый, безотрадный. Горестный, трудный, связанный с какими-нибудь невзгодами. Преступный, злой, дурной.).
Употребление пренебрежительных суффиксов (Петруха, Васька).
Слайд 33Человек, живущий в дисгармонии (отсутствует связь с одним из понятий,
соответственно, и с другими нарушена тоже)
Дом, жилище, квартира
(иначе
автор, герои своё жилище не называют)
Земля
(лишь средство обогащения – и больше ничего)
Работа
(важен лишь «длинный рубль»; работа на показ; желательно ничего не делая, иметь много денег)
Семья
(несерьёзное, бездушное отношение к земле, труду разрывает отношения с семьёй – человек легко покидает близких, вспоминает о них изредка, а то и вовсе забывает)
труд – средство обогащения;
утрата семейных ценностей;
Отлучение от земли;
духовная деградация…
пренебрежение к своим предкам забывается историякультурабудущее?..
Изба – живое существо.
Самовар
Пожар
Животные (рогатый скот)
Собственные имена существительные
Дерево стихия
Дополнительные детали, помогающие раскрыть содержательную сторону основных понятий
Слайд 34«Прощание с Матёрой»
(повесть)
«Сестра приехала»
(рассказ)
«В полях»
(рассказ)
Тополь
Яблоня
«Царский листвень»
Смерть Архипа
Смерть
Архипа
Смерть острова, деревни
Смерть острова, деревни
Смерть Архипа
Греховность героев (соблазны); чистоту Марии
Смерть
острова, деревни
Символ Мироздания; связь поколений; мост между прошлым и будущим
Слайд 35Дополнительный результат
Словарь для широкого применения;
биографический банк о сибирских писателей (
для работы педагога, ученика);
использование в качестве методических наработок к урокам;
материал
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (уровень С: например, в качестве одного из доказательств, взятых из классической литературы);
Слайд 36Дальнейшие перспективы
Создание банка биографических справок о сибирских писателей
(как
в печатном, так и в электронном виде)
разместить в
доступном для ознакомления месте;
составление сценария о творчестве, произведениях данных писателей
(с использованием ИКТ и других технических средств)
проведение мероприятия в рамках школы;
познакомить одноклассников с содержательной частью исследовательской работы;
провести интервьюирование семьи- старожилов нашего села с целью: узнать, как удалось сохранить теплые взаимоотношения, как на это повлиял труд, семейные традиции, отношение к дому оформление материала в электронном и печатном виде предоставление материала в школьный музей отправить жизнеописание семьи в местную газету.
Слайд 37«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей,
работа,
люди, с кем вместе правишь праздники и будни,
и земля, на которой стоит твой дом».