Слайд 1Литературное чтение
Урок 19
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. О. Высотская. «Что нам осень принесла?». А. Прокофьев. «Загадка».
Э. Мошковская. «Где тихий-тихий пруд...».
Цель: расширить знания учащихся о загадках,
о дарах осени; развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение, сообразительность, речь; обогащать словарный запас учащихся; учить делать сравнительный анализ; воспитывать наблюдательность.
Слайд 3Конкурс на лучшее чтение стихотворения И. Бунина «Сегодня на пустой
поляне».
Обобщающая беседа по содержанию стихотворения.
О каком времени года говорит И.
Бунин?
С чем он сравнивает воздушную паутину?
Кого напоминает ему последний мотылек?
Почему молчание в лесу и в небе названо мертвым?
Какие звуки можно услышать в лесу и в небе летом?
Почему их не слышно осенью?
Какая картина нарисована в стихотворении Я. Акима?
Выразительное чтение стихотворения «Осень» Я. Акима.
Выборочное чтение с опорой на предметные картинки.
Слайд 4Выборочное чтение с опорой на предметные картинки.
Я буду показывать предметные
картинки, а вы найдете и прочитаете, какие наряды подарила осень
деревьям в лесу в рассказе «Художник-осень» по Ивану Соколову-Микитову
Слайд 8Работа над пословицами.
А теперь прочитайте следующие пословицы.
Весна красна, да голодна,
осень дождлива, да сытна.
День прозевал — урожай потерял.
Осенью и у
кошки пиры.
Хлеб убирают — на небо взирают.
Зерно в колоске — не спи в холодке.
Какие слова вам непонятны в пословицах?
Как вы понимаете эти пословицы?
Слайд 9Беседа.
Вспомните, куда отправилась художник-осень из леса?
Что она делала на полях
и лугах?
Подведение итога проверки домашнего задания.
Слайд 11Работа над скороговоркой.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще
за куст?
Как же мне без хруста,
Если я капуста?
Слайд 12Чтение учащимися вслух рассказа Э. Шима «Кто как одет».
Дни стали
ненастные, по ночам холодно.
И на колхозном огороде начали овощи убирать,
чтоб не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши.
Потом — лук в бумажных рубашках.
Потом — бобы в шерстяных чулочках.
Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и петрушку. Одна капуста осталась. Ее позже убирают.
Я не знал — почему, а потом догадался.
У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.
Слайд 13Беседа.
В каком порядке убирали овощи?
Почему огурцы убирают раньше других овощей?
Какие
одежки сохраняют от холода лук, бобы?
Что говорится о капусте?
Слайд 14СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке узнаем, с какими
дарами приходит осень, поговорим о загадках, проверим свою сообразительность и
смекалку, познакомимся со стихотворением Э. Мошковской
«Где тихий-тихий пруд...».
Слайд 15Чтение учителем стихотворения О. Высотской «Что нам осень принесла».
Все ли
слова в стихотворении вам понятны?
Слайд 16Лексическая работа.
Фургон — закрытый кузов грузового автомобиля.
Прочитайте многосложные слова:
фур-го-ны бак-ла-жа-ны
на-ли-ты-е
ду-шис-ты-е тол-сто-пу-зы-е
ан-то-нов-кой
Слайд 17Работа с иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
Все ли плоды осени, названные
в стихотворении, нарисовал художник?
Ас какими еще дарами, кроме тех, что
описаны в стихотворении, приходит осень?
Слайд 18Загадывание загадок учителем.
Лето целое старалась —
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам
одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы)
Слайд 19Сообщение учителя.
В русской речи словом загадка обозначается всякая неизвестность, которую
человеку хочется разгадать, узнать, открыть.
Загадка— иносказательное изображение предметов или явлений
действительности, которые предлагается отгадать.
Слайд 20Работа с учебником
а) Чтение загадки учениками и отгадывание ее.
б) Лексическая работа: былинка
(учебник, с. 39).
в) Беседа.
Что описывается в загадке? (Предмет.)
Кратко или подробно описан
предмет?
Называется ли сам предмет?
Как вы поняли, что такое загадка?
г) Загадывание загадок учениками.
Какие загадки вы знаете?
Загадывайте их своим одноклассникам.
Слайд 21Работа с учебником
а) Самостоятельное чтение учащимися вслух стихотворения
Э. Мошковской.
Чью беседу
подслушала поэтесса?
б) Лексическая работа по учебнику
в) Деление текста стихотворения на части
и их анализ.
На сколько частей разделите стихотворение?
Прочитайте часть I — от слов «Где тихий-тихий...» и до слов «...И шевелил усами...».
Расскажите, какая картина предстала перед вами, когда вы читали первую часть?
Прочитайте часть II — от слов «Теперь там...» и до конца.
Какую картину осени вы увидели во второй части стихотворения?
г) Беседа.
Какие две противоположные картины нарисованы в стихотворении?
Какое настроение передано в стихотворении об осени?
Почему вы так думаете?
Слайд 22 какими стихотворениями, прочитанными на уроке, перекликаются строки данных стихотворений?
Объясните,
почему вы так думаете.
Слайд 23Лексическая работа
Рожа — грубая упаковочная плетеная ткань.
Пироги подовые — испеченные
на поду (нижняя поверхность печи).
Чан — большая деревянная или металлическая
бочка.
Слайд 24ИТОГ УРОКА
Какие богатства осень дарит людям?
Какие осенние работы вам приходилось
наблюдать в огороде, в саду, на поле?
А вы помогали взрослым?
Что
называется загадкой?
Для чего люди придумывают загадки?