Слайд 1 КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА?
Требования
к выбору и формулировке темы
Слайд 2Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это
действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования.
Слайд 3Требования к выбору темы
Тема должна быть интересна не только на
данный момент, но и будет востребована в будущем.
В старших
классах тема должна вписываться в программу профильного обучения (элективные курсы).
Слайд 4
Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и
практики, соответствовать запросам общества.
Слайд 5
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной
теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование
и условия для ведения эксперимента.
Слайд 6Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек
зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема»
может не включаться.
Например: «Профессиональное занятие спортом – физическое здоровье или путь к инвалидности?»
Слайд 7Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке
темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И
наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов.
Например: Тема «Культура речи: лексические и морфологические нормы» подразумевает конкретное рассмотрение лексических и морфологических норм.
А вот тема «Знаки зодиака» не обозначает конкретного объекта и предмета изучения. Ее необходимо конкретизировать: «Знаки зодиака и характерологические особенности личности».
Слайд 8Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое.
Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст.
Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
Например: «Когда звонят колокола…(Особенности инфразвукового звучания колоколов)»
Слайд 9
Ну и, конечно же, было бы хорошо, если бы выбор
темы был связан с интересом к ней и научного руководителя,
тогда это будут отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта и исследования.
Слайд 10
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема –
это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствии формулировка
будет неоднократно корректироваться. И тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.
Слайд 11Практические шаги-приемы для выбора темы
«Аналитический обзор достижений» науки в
области интересов учащегося под руководством педагога.
«Руководство принципом повторения». Обращение к
теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования.
Слайд 12
«Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой,
новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний,
и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы.
Слайд 13«Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и
описательных материалов».
«Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых
гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения.
Доктор психологических наук
Михаил Николаевич Арцев
Слайд 14Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
Фантастические
– темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные – темы,
предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.