Слайд 1Александр Николаевич Островский
«Снегурочка»
Слайд 2В 1873 годуВ 1873 году А.Н.ОстровскийВ 1873 году А.Н.Островский, под
влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».
Слайд 3«Снегурочка»
Произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка,
в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение
основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В “Снегурочке” главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
Слайд 4
Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая
законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства.
В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
Слайд 5
Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил
на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о
своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе.Берендея не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.
Слайд 6 В царстве между людьми уже с давних пор
складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего
обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложенье
Кровавых нет законов; пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На вечное изгнанье осуждаем.
В царстве между людьми уже с давних пор складываются простые, но прекрасные отношения. Обманутая девушка Купава прежде всего обращается к царю-защитнику с просьбой наказать виновника ее горя. И узнав все подробности от Купавы и окружающих, царь выносит свой вердикт: виновный должен быть наказан. Он велит прогнать Мизгиря с глаз долой. Именно в изгнании видят берендеи самое страшное наказание для провинившегося человека
Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложенье
Кровавых нет законов; пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На вечное изгнанье осуждаем.
Слайд 7
Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не
похожа на всех вокруг. Снегурочка — сказочный персонаж. Она является
дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля. “Без песен жизнь не в радость”.
В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей. Девушка понимает, что больше не может оставаться в царстве льда и снега. Ей хочется обрести счастье, а возможно это, по ее мнению, только в царстве берендеев.
Слайд 8
Пастух Лель отвергает Снегурочку, и она решает
выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое
сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Слайд 9
Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может
оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка
— ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.
Слайд 10
Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее
открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Теперь она понимает
всех тех, кто испытывает любовное томление. Она отвечает Мизгирю согласием стать его женой. Но Мизгирь не способен отказаться от намерения предстать перед всеми берендеями со своей невестой, считая опасения красавицы капризом.
Первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.
Слайд 11
Мизгирь не может мириться со смертью своей возлюбленной, поэтому
бросается с высокой горы. Но гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то
закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.
Слайд 12
.
Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского «Снегурочка», оставаясь
общими для всего творчества драматурга, приобретают в «весенней сказке» неповторимое
своеобразие, что позволило соединить в произведении решение важнейших психологических проблем времени с развлекательностью сказочного произведения.
Слайд 13
Одна из оригинальных черт художественного метода
«Снегурочки» -сочетание картин реальной жизни со сказкой и фантастикой, поэзией
природы с драматургией вечных человеческих чувств и страстей. В создании характеров драматург смело сочетает романтические и реалистические приемы. Благодаря такому особому характеру типизации образов Островский не только добивается реальности и конкретности образов сказочных героев, но и переводит сказочный конфликт в психологический план, что позволило драматургу поставить вопрос о нравственных представлениях человека. Таким образом в«Снегурочке» центральным оказывается тот же конфликт, что и в бытовых пьесах Островского, только решается он не в конкретно-бытовом, а в обобщенно-символическом плане.
Слайд 14
В соответствии со своими представлениями о
художественности, желая дать русскому театру идейный, нравственный, высокохудожественный праздничный репертуар,
Островский создает новый уникальный жанр -«весенняя сказка», в котором соединились элементы уже известных жанров - фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», ирония комедии, развлекательность и вместе с тем глубокое содержание народной сказки.
Слайд 15
Обращение А.Н.Островского к жанру сказки не
случайно. Драматург не просто пересказывает сказку, а, глубоко перерабатывая сказочный
материал, привлекая другие жанры устного народного творчества (обрядовую поэзию, народную песню, предание), подчиняет сказку решению злободневных проблем.
Слайд 16
«Снегурочка» - поэтическая картина внутреннего мира
А.Н.Островского и мира его героев в субъективно-лирическом преломлении. В «весенней
сказке» прямо и открыто выступил эстетический идеал Островского в форме создания берендеева царства. Сказочный характер пьесы, отсутствие политической конкретики и близость к народно-утопическим легендам, сказкам в отличие от многих утопий, характеризующихся большой степенью теоретизирования и дающими конкретное решение проблем политического и социального устройства идеальной страны, позволяют говорить о выражении в «Снегурочке» эстетического идеала драматурга.
Слайд 17Презентацию выполняли Ключникова Т. и Песков Г.
Подбор информации Мишина Ю.,
Песков Г., Ключникова Т.
Защищают проект Круглова М.
и Абрамов И.