Слайд 1Д.Самойлов «Сороковые»
(подготовка к ЕГЭ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г. Реж
Слайд 2«Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные
рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это
я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов
Слайд 3Д.Самойлов
Д. Самойлов (Кауфман) — поэт-фронтовик. С первых дней войны он
был направлен на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой.
Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.
Слайд 4Задания
1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже),
в
которой поэт использует олицетворение.
2. Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С.
Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).
Слайд 53. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств
и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) звукопись
2) инверсия
3) сравнение
4) повтор
5) гипербола
Слайд 64. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в
начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом
четверостишии.
5. Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я»
в лирическом стихотворении?
Слайд 7Сочинения
1. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа
и
жизнелюбие военного поколения?
2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной
войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?
Слайд 8Материалы к сочинению № 1
Мы видим общую картину сурового военного
времени, беды, горя. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные
детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны.
Слайд 9Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных
колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые
годы войны.
Слайд 10Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно.
Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление
чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.
Слайд 11Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит
о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе
с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны.
Слайд 12Материалы к сочинению № 2
941 поэт и писатель ушли на
фронт и 417 не вернулись назад.
Начинающие поэты – студенты Литературного
института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Слайд 13Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих
поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас
смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Слайд 14Поэты-фронтовики
А.Сурков
К.Симонов
П.Коган
М.Кульчицкий
Д.Самойлов
Ю.Друнина
С.Орлов
Э.Асадов
С.Гудзенко
Б.Окуджава
М.Джалиль
Слайд 15Интернет-источники
http://festival.1september.ru/articles/647527/
http://fs1.ppt4web.ru/images/54691/108945/640/img5.jpg
http://www.playcast.ru/uploads/2017/05/04/22494027.png
http://www.mdou14lip.ru/files/images/pozdravliaem/455.gif
http://s40.radikal.ru/i090/1105/4d/60602197f277.jpg
http://agencyvolnyostrov.ru/autothumbs.php?img=/images/vystavki/xaldey_5a_480_341.jpg