Слайд 1Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
(подготовка к ОГЭ)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Г.Реж
Слайд 2Формулировки тем сочинений.
Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Какова
роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Слайд 3В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Что общего и
различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль».)
Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Слайд 4Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль».)
Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»?
Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
Слайд 5Материалы к сочинению
Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей
в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом,
из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств.
Слайд 6Простакова – властная, грубая, необразованная, ищущая везде наживы женщина, которая
умеет льстить для получения выгоды, но любящая своего сына.
Простаков
предстает «тенью» своей жены, безвольным персонажем, слово которого мало что значит.
Скотинин – брат Простаковой, такой же глупый и необразованный, достаточно жестокий, падкий на деньги, как и его сестра, для которого нет ничего лучше прогулки на скотный двор к свиньям.
Слайд 7Митрофан – сын своей матери, избалованный 16-летний юноша, который от
своего дяди унаследовал любовь к свиньям.
Митрофан вобрал в себя
качества обоих родителей – глупость и «животные» качества Скотининых («не хочу учиться, хочу жениться», приоритеты – поесть, а не почитать книгу), и безвольность своего отца (за него сначала решала мать, а затем решил Правдин).
Слайд 8Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и
разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина,
определяет нравственный облик молодого поколения. Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности. Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.
Слайд 9Положительные герои Стародум, Правдин, Милон, Софья необходимы для развития сюжета,
динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят
от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.
Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».
Слайд 10Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою
языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и
красиво говорят Стародум, Софья, Правдин. Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном. Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.
Слайд 11Стародум
Он последовательно излагает взгляды «честного человека» на семейную мораль, на
обязанности дворянина, занятого делами гражданского правления и военной службой. Отец
Стародума служил при Петре I, воспитал сына «по-тогдашнему». Образование дал «по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания решил посвятить своей племяннице, дочери умершей сестры. Он зарабатывает деньги там, где «не променивают их на совесть» — в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. Стародум — это «мозг» пьесы. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор.
Слайд 12«Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это
человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи –
в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостроя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.
Слайд 13Интернет-источники
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0c69/00035440-14fe8b12/img23.jpg
http://www.mnogo-otvetov.ru/nauka/chto-takoe-sinonimy-privodim-primery/
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s571ec6ca8ce5a9c1/image/i4fe8f88ed2fa3211/version/1420543358/image.png
http://konesh.ru/imgs/urokov-po-komedii-d-i-fonvizina/36920.png
http://goldlit.ru/
https://www.allsoch.ru/
http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-staroduma-v-komedii-nedorosl-sochineniya-dlya-789-klassa.html
http://siliconvalleyventurefunds.com/photo/56b1eee34032c.jpg