Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Материалы подготовлены учителем русского языка
и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №68
Куковой А.Г.
Слайд 2Начало работы над сочинением
1. Определить предмет мысли, которая заложена в
тему сочинения.
2. Определить круг вопросов, рассматриваемых данной темой.
3. Определить, какова
главная мысль(идея), что предстоит утверждать, доказывать.
4. Подобрать аргументы, которые позволят ответить на вопросы: «Как можно доказать основную мысль? С помощью чего можно доказать основную мысль(идею) сочинения?»
Слайд 3Начало работы над сочинением
5. Обосновать, почему выбрана данная тема? Чем
она интересна? Насколько актуальна? Где еще освещалась? Кем?
6. Сформулировать вывод:
«Что следует из сказанного?»
Слайд 4Анализ темы сочинения
Определить рамки, в которых существует данная тема.
Они могут
быть
По времени
По жанру
По произведению
По автору
По герою
По национальности
По способу выражения
(явному, названному в теме словом или словосочетанием или скрытому, когда выражение только подразумевается) и др.
Такой анализ позволит понять, какая литература понадобится для раскрытия темы.
Слайд 5Как определить рамки темы?(1)
«Можно ли считать роман И.А.Гончарова «Обломов» романом
о любви?» (По роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Рамки
По автору(И.А.Гончаров)
По произведению(«Обломов»)
По жанру
(роман)
По предмету темы(любовь)
Слайд 6Как определить рамки темы? (2)
«Образ героя времени в русской литературе
XIX века).(По произведениям русской литературы XIX века)
Рамки
По национальности(русская литература)
По
времени (XIX век)
Слайд 7Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?
1. Определяем, как
сформулирована тема.
Варианты:
Односоставное назывное предложение
Односоставное, но глагольное
Двусоставное (простое или сложное)
Слайд 8Как определить основную мысль будущего сочинения по теме?
Если тема сформулирована
как двусоставное простое или сложное предложение или односоставное, но глагольное,
то чаще всего оно содержит основную мысль будущего сочинения.
Если же тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, отсутствует основная мысль, которую вам предстоит доказать или опровергнуть, и вам придется формулировать ее самостоятельно ( по другой схеме)
Слайд 9Виды тем
«Мой любимый рассказ А.И.Куприна» (назывное)
«Люблю грозу в начале мая…»
(О/Л)
«Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова».(двусоставное, простое)
«Как
ни притворствуешь и как ты ни хитришь, но свойства злобные души не утаишь.»(К.Ф.Рылеев) (сложное)
Слайд 10Что нужно выделять в каждой теме?
Тема-предмет
Если к теме можно поставить
только один
вопрос: «О чѐм надо рассуждать в этой теме?»
Задача пишущего
– сформулировать основную
мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:
«О чѐм и что надо говорить о предмете речи?»,
затем подобрать аргументы и доказать
имеющуюся основную мысль.
(«Война в творчестве М.Ю.Лермонтова»);
Слайд 11Что нужно выделять в каждой теме?
2.Тема-признак
Если к теме можно поставить
вопрос: «Что надо
говорить о неназванном предмете? Каков
признак этого предмета?»
Задача пишущего
– сформулировать основную
мысль будущего сочинения, ответив на вопрос:
«О чѐм надо рассуждать и что нужно говорить о
предмете речи?», затем подобрать аргументы и
доказать имеющуюся основную мысль.
(«В те темные годы, лихие…»; «Униженные и оскорбленные» (По одному из
произведений русской литературы ХХ века) и т.п.
Слайд 12Сложность
Темы-признака и темы-предмета состоит в том, что главная мысль будущего
сочинения формулируется самостоятельно.
Слайд 13Тема-суждение
К такой теме можно поставить два вопроса: «О чѐм надо
рассуждать?» и «Какой признак приписан предмету, над которым мы рассуждаем?»
В
такой теме содержится основная мысль будущего сочинения
Задача пишущего –подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль.
Слайд 14Например
В теме «Человек-это звучит гордо» (М.Горький) речь идет о человеке.
В
теме «Надо вырабатывать душу» (Ю.Лотман) речь идет душе, это тема
безличного предложения.
Словосочетание-это лишь элемент суждения, поэтому фиксирует предмет рассуждения или его признак: «Вспоминая минувшие дни…» заявлен лишь предмет, о котором следует рассуждать-мысли о сегодняшнем дне; их содержание (признак суждения) не раскрыты. («Сатиры смелый властелин…» -представлен признак предмета, но сам предмет (кто «сатиры смелый властелин»?) не назван.
4.Иногда тему-суждение можно восстановить из формулировки-словосочетания: предметом темы «Сон русской жизни» (По романам И.А.Гончарова) является русская жизнь, описанная в романах И.А.Гончарова, а признаком–содержание, существенный признак: состояние, напоминающее сон. В таком словосочетании обязательно есть отвлечѐнное существительное со значением признака (состояния, действия). Переформулировав тему, можно обнаружить суждение: «Русская жизнь есть сон»
Такой прием чаще всего используют, если в формулировке темы есть метафора.
Слайд 17Начало основной части
Попробуем обратиться к (произведению или к эпизоду из
произведения (вместо слова «произведение» назвать жанр), назвать автора, заглавие, имя
или имена необходимых для данного сюжета героев)