Слайд 1Поучения и их роль в русской литературе
Гусейнова Гюнай
ученица 11
«Б» класса
СОШ № 5
Слайд 2Цели и задачи:
Проследить историю возникновения поучений в русской литературе, исследовать
их содержание, значение.
Выявить роль поучений и влияние их на героя
литературного произведения, его характер и судьбу.
Выяснить актуальность поучений в современном обществе.
Слайд 3Поучения – наставления, назидательные советы , содержащие в себе что-нибудь
полезное, служащие уроком, обогащающие знаниями, опытом.
Слайд 4Язык поучений:
Пословицы
Поговорки
Сказки
Загадки
Нравоучения
Притчи
Афоризмы
Надписи
Тосты
Советы
Комплименты
Слайд 5Акир Премудрый
Лучше с умным камни носить, чем с глупым
вино пить.
При умном не делай глупости, а перед дураком
не раскрывай ума своего.
Не будь сладок чрезмерно, не то съедят тебя, но не будь чрезмерно горек, чтобы не отшатнулся от тебя друг твой.
Пусть тебя лучше побьет умный, чем глупец умастит тебя елеем; ибо если умный ударит тебя, то чувствует себя так, словно сам себя бьет, и станет потом размышлять, как бы тебя утешить, а глупец, потратив на тебя наперсток елея, рассчитывает получить взамен груду золота.
Слайд 6Российский император.
Царь Петр I.
«Юности честное зерцало, или Показания к
житейскому обхождению» Петра:
«Чистая девица должна не токмо чистое тело
иметь и честь свою хранить, но должна и чистое и целомудренное лицо, очи, уши и сердце иметь…»
«Не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою; ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай… Над явствою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори…»
Слайд 7М.В. Ломоносов
«… Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В
несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не
помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…»
Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»
Слайд 9Автор повести «Капитанская дочка»
А.С. Пушкин
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр.
Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не
гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»
Поучение из калмыцкой сказки о вороне, рассказанной Пугачевым: «Нет, брат ворон, чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…»
Слайд 10«Помни, сын, если тебя убьют – мне будет
Больно, а
если поведешь себя не должным
Образом – то мне будет
стыдно»
Автор
романа – эпопеи
«Война и мир»
Л.Н. Толстой
Слайд 11А.С. Грибоедов.
Автор комедии «Горе от ума»
«Во-первых, угождать всем людям
без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я
служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была…»
Слайд 12Автор произведения «Мертвые души»
Н.В. Гоголь
Наставления отца Павлуше Чичикову: «Угождай
учителям и начальникам, а больше всего на свете береги и
копи копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой беде ты ни был. Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой»
Слайд 13Автор произведения «Премудрый пескарь»
М.Е. Салтыков - Щедрин
«Смотри, сынок, -
говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так
гляди в оба!»
«Жил дрожал и умер, дрожа»
Слайд 14Слово должно быть безупречным.
Высказывайтесь прямо и честно.
Говорите то, что действительно
думаете.
Избегайте говорить то, что может быть использовано против вас.
Слово- инструмент,
который может принести вред. Осознайте его силу и подчините себе.
Слайд 15ЖЕЛАЮ ВАМ В ТАКОЕ
НЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ ЛЮБВИ,
ТЕРПЕНИЯ И УСПЕХА
ВО ВСЕМ