Слайд 1Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь
(Проверь себя)
Автор: Мамонова Ирина Федоровна
Учитель
литературы МОУ СОШ № 2 г.Ноябрьск Тюменской области
Слайд 3Портрет работы И.Н.Крамского
Назови имя писателя.
Автором каких произведений он является?
Слайд 4
Назови имя писателя.
Автором каких произведений он является?
Слайд 5Портрет работы И.Н.Крамского
Назови имя писателя.
Автором каких произведений он является?
Подсказка: написал
три романа на букву «О»
Слайд 6Узнай писателя
Н.Г.Чернышевский так охарактеризовал этого писателя: «Никто не карал наших
общественных пороков словом более горьким, не выставлял перед нами наших
общественных язв с большей беспощадностью».
Слайд 7
Его называют «отцом русской драматургии».
Создатель русского национального театра.
Автор 47 оригинальных
пьес.
Слайд 8
По матери из рода Толстых,
получил прекрасное образование;
после
университета занят дипломатической работой и 22 года прожил в Европе;
долгие десятилетия оставался неизвестным на родине;
скандально известен своим любовным романом с той, которая молодой умрёт от чахотки;
ввёл в поэзию образы бездны, космоса и хаоса.
Слайд 9Портрет писателя работы И.Е.Репина
Родился в семье врача
Закончил военно-инженерное училище
Страдал эпилепсией
За
участие в кружке Петрашевского приговорен к смертной казни, позже замененной
каторгой
Известен как писатель и религиозный мыслитель
Слайд 10Портрет писателя работы И.Е.Репина
В 14-летнем возрасте был признан незаконнорожденным, лишен
фамилии отца и права наследования
более 20 лет отдал военной
службе ради возвращения фамилии (безуспешно)
Добился желаемого, став известным поэтом
Слайд 11Портрет писателя работы И.Н.Крамского
Вопреки воле отца подал документы не в
военное училище, а в Петербургский университет, экзамены провалил. Отец оставил
сына без средств к существованию. Этот период жизни сам поэт назвал «петербургскими мытарствами».
Первый сборник стихов скупил и сжег.
Возродил журнал «Современник» и долгие годы был его главным редактором.
Слайд 12
Насколько ты дружен с классикой?
(узнай произведение, героя, автора)
Слайд 13Портрет работы И.Н.Крамского
Назовите автора
Я лиру посвятил
народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Слайд 14
Прочти любое стихотворение Николая Некрасова и начни отсчет положительных отметок!
Слайд 15Узнай произведение по фрагменту
«Есть небольшое сельское кладбище в одном из
отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет
вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крыша…Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам… К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка -- муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын».
Слайд 16Вы это знаете!
По мнению этого писателя, женская духовность заключается не
в интеллектуальной жизни, не в увлечении политическими и другими «мужскими»
вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать – это положения, в которых раскрываются характеры любимых героинь писателя.
Слайд 17Узнай героя произведения
Она исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих
действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. Показательный пример – её
замужество. Она выходит замуж не по любви, не из уважения к своему избраннику, а исключительно из соображений расчета. Вульгарна, ее суждения примитивны, поступки аморальны: она допускает супружескую неверность; считает рождение детей «дурным» делом.
Слайд 18Узнай героя и произведение
«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие
были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет
подал? кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: "Никому, никто".
Он жил и дрожал - только и всего».
Слайд 19Узнай героя и произведение
« …Дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно
живет двенадцатый год в Петербурге…
Жизнь в его глазах разделялась на
две половины; одна состояла из труда и скуки – это были у него синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом».
Слайд 20Узнай героя и произведение
« Как, девушка, не бояться! Всякий должен
бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что
смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!»
Слайд 21Основной конфликт драмы А.Н.Островского «Гроза»
а) философский;
б) семейно-бытовой;
в) общественный.
Слайд 22Узнай героя и произведение
« Он был великий охотник до
женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…
«Нравится тебе женщина, — говаривал он, — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась». Анна Сергеевна ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Слайд 23
Как называлось направление философской мысли, приверженцем которого был Евгений
Базаров, герой романа «Отцы и дети»?
Слайд 24О каком произведении идет речь
В этом произведении сон играет важную
композиционную роль. Посредством сна мы узнаем предысторию героя, о его
детстве, родителях, о том, что способствовало формированию характера героя.
Слайд 25
Вспомни, в каких ещё произведениях русской литературы 19 века сны
выполняют важную композиционную функцию.
Слайд 26Назовите автора и адресата стихотворения
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней
была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
И на земле ей
дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
(фрагмент стихотворения
«О, как убийственно мы любим»)
Слайд 27Узнай героя и произведение
«О, не верьте ему …Он лжет во
всякое время, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою
наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Слайд 28Кому из героев «Преступления и наказания» соответствует приведенная характеристика
«… Пробившись
из ничтожества, он привык любоваться собою, высоко ценил свой ум,
способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».
Свидригайлов; Лужин; Мармеладов; Раскольников.
Слайд 30Из биографии писателя (?)
Детские годы писателя прошли в родовом поместье
Спасское-Лутовиново. Его отец, участник Бородинского сражения, женился по расчету на
очень богатой, но некрасивой и немолодой женщине, которая отличалась крутым нравом, жестокостью и деспотичностью.
Будущий писатель получил блестящее образование (в Петербурге, Берлине).
Через всю жизнь писателя проходит любовь к певице Полине Виардо.
Слайд 31Из биографии писателя (?)
По происхождению принадлежал к старинному дворянскому роду,
унаследовал титул графа.
Рано лишился родителей.
В годы учебы в казанском университете
увлекся идеями комильфо, что привело к отчислению с факультета.
Участник Крымской войны (обороны Севастополя).
Слайд 32Из биографии писателя (?)
Родился в Симбирске в купеческой семье.
После
смерти отца воспитанием 7-летнего мальчика занимается его крестный отец Н.Н.Трегубов.
Закончил Московский университет, знал 5 языков, что определило его профессиональную деятельность: 25 лет работал переводчиком в департаменте внешней торговли Министерства финансов.
Совершил кругосветное путешествие на парусном военном фрегате «Паллада»
Слайд 34Какому термину соответствует определение
Способ проявления комического в искусстве, беспощадное обличение
смехом уродливых явлений жизни, отрицание осмеиваемых явлений жизни.
Слайд 35Какому литературоведческому термину соответствует описание:
Этот литературный тип появился в 30-е
годы 18 века в творчестве Пушкина. Он обладает целым рядом
общих черт: невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека. Пока этот герой погружен в свой внутренний мир, он кое-как держится на поверхности жизни. Но при выходе за пределы своего круга, сталкиваясь с реальностью, он гибнет.
Слайд 36
Вспомните произведения, героем которого является «маленький человек».
Слайд 37Какой троп присутствует в данном стихотворении:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на
край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес
Слайд 38Назовите род литературы
Род литературы, рассчитанный на сценическое воплощение, в основе
которого лежит конфликт (острое столкновение), позволяющий обнажить противоречия жизни и
человеческих характеров.
Речь автора ограничена ремарками.
Слайд 39Какому термину соответствует определение
Элемент композиции, заключительная часть произведения, рассказывающая о
судьбе героев после всех изображаемых событий (иногда спустя многие годы).
В
каких произведениях, известных вам по прошлому году, этот элемент присутствует?
Слайд 40«Война и мир» Л.Н.Толстого
по жанру:
Роман;
Эпопея;
Поэма;
Трагедия.
Слайд 41Жанром лирики не является:
а) элегия;
б) ода;
в)
повесть;
г) послание.