Слайд 1Цветовая символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 2Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если
проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень
часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.
Слайд 3 Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении
всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”,
“жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”.
В романе в основном грязно-жёлтые тона, что означает цвет душевного расстройства, болезни.
Слайд 4Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе
он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым
ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.
Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.
Слайд 5 В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах
героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница.
Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый.
Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.
Слайд 6 В романе встречается ещё и зелёный цвет.
В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению
к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.
Слайд 7 Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под
деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как
будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.
Слайд 8 “Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но
довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Софья – значит
мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.
Слайд 9 У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам
автора, “смотрели они холодно, пристально и вдумчиво”. Значит, Достоевский по-разному
использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.
Слайд 10 Остальные цвета в тексте тоже не случайны.
Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по
“чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.
Слайд 11 Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты,
невинности, но в то же время скорби и печали. У
кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
Слайд 12
Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа.
Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный
цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей “детской церкви с зелёным куполом”.