Слайд 1Бажов Павел Петрович (1879–1950)
«Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные
— в покор, иные в наученье, а есть и такие,
что вместо фонарика впереди».
Слайд 2Содержание
Страницы биографии;
Творческое своеобразие;
Особенности сказов Бажова П.П.
Анализ произведения «Синюшкин колодец»
Слайд 3Бажов Павел Петрович (1879–1950)
- Русский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист,
журналист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов.
Слайд 5«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян
Бедный. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» —ворожить, предвещать.
У Литературный псевдоним — Колдунков Егорша.
Слайд 6Бажовские места
Природный парк "Бажовские места" назван в честь знаменитого уральского
писателя Павла Петровича Бажова.
Находится в Сысертском городском округе Свердловской области,
эти места описаны в его произведениях.
Слайд 7Основной жанр
Сказ - эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определённую художественную
форму, повествующее о действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого,
нередко рассказываемое от первого лица.
Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода.
Слайд 8
Уральские сказы Бажова
«Медной горы хозяйка»
«Малахитовая шкатулка»
«Каменный цветок»
«Горный мастер»
« Хрупкая веточка»
«Две
ящерки»
«Приказчиковы подошвы»
«Таюткино зеркальце»
«Богатырева рукавица»
«Васина гора»
«Дорогое имячко»
Живинка в деле
Золотой волос
Иванко-Крылатко
Кошачьи уши
Огневушка-поскакушка
Про
Великого Полоза
Серебряное копытце
Синюшкин колодец
Солнечный камень
Хрустальный лак
Чугунная бабушка
Слайд 9В начальной школе изучают следующие сказ Бажова:
Малахитовая шкатулка
Горный мастер
Каменный цветок
Голубая
змейка
Серебряное копытце
Золотой волос
Слайд 10Главная тема сказов
Простой человек и его труд, талант и мастерство.
Связь с природой, тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей
волшебного горного мира.
Хозяйка Медной горы помогает герою сказа «Каменный цветок» Даниле раскрыть свой талант.
Слайд 11Особенности сказов Бажова
Основным местом действия во всех сказах Бажова являются
реальное географическое место: окрестности уральских заводов.
Главные герои произведений —
мастера-горнодобытчики, резчики по камню, рабочие уральских заводов.
Место действия
Слайд 12«В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий.
Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда
железную руду добывали».
«Как отошёл надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя».
«Медной горы хозяйка»
Слайд 13Образы повествователей
Рассказчик в сказе выступает свидетелем и участником тех событий, о
которых повествует. Со многими героями своих сказов он знаком лично.
Сказы "Малахитовой шкатулки" объединены одним рассказчиком - В. А. Хмелининым- дедом Слышко; сборнику предпослана статья "У караулки на Думной горе", в которой уже содержатся необходимые сведения о рассказчике.
Слайд 14Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны
представления природных сил:
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней.
Происхождение своё ведёт от «духа местности».
Великий Полоз — ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Возник на основе уральских легенд .
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа. «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев».
Огневушка-Поскакушка, «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота — персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы.
Серебряное копытце — волшебный «козёл».
Голубая змейка — волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная».
Земляная кошка — персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко.
Слайд 15Герои сказов
Главное богатство в сказах Бажова — люди. Они великие труженики, талантливые
умельцы.
«Каменный цветок» , «Горный мастер», «Хрупкая веточка» составляют трилогию,
где главным героем является Данила-мастер.
Главные герои сказов Бажова отличаются: профессиональным дарованием, смелостью, дерзостью, мужеством. Они хранят верность своему слову и на редкость преданы в любви.
Слайд 16Композиция сказов
Завязка – начало действия;
Развитие действия: реальные события перемежаются с
фантастическими;
Развязка – конец действия, не всегда счастливый.
Финал: «Степан тоже счастья в
жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял».
Слайд 17Особенности творчества
Основанность на известном, близком к действительным фактам содержании;
Наличие ограниченного
числа персонажей;
Незначительное включение пейзажных зарисовок;
Небольшой объём и лаконичность;
Отсутствие традиционных сказочных
присказок , зачинов и концовок;
Бажов – «краткослов»- ценил полноту и естественность русской речи;
Сказы Бажова тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр.
Главное богатство в сказах Бажова — люди: старатели, рудокопы, литейщики;
Слайд 18Анализ сказа «Синюшкин колодец»
Сказ представляет собой миф о герое, который
проходит обряд посвящения и получает награду. Илье, герою сказа, противостоят
силы подземного мира (бабка Синюха) и зло земное (Кузька Двоерылко). Награда герою – это богатство, отданное бабкой Синюшкой.
Слайд 20Особенности жанра
«Синюшкин колодец» – это сказ, потому что Описывается
жизнь реальных героев на прииске (Кузька Двоерылко , Илья), их
отношения, занятия. Наряду с реальными событиями присутствует фантастика: волшебная бабка Синюшка с длинными руками, которая может затянуть в свой таинственный омут, перышки бабки Лукерьи обладали волшебной силой.
Слайд 21Описание в сказе:
Описание Синюшкиного колодца: «Окошко круглое, а в
нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода
будто чистая, только сверху синенькой тенеткой подернулась, а посередине паучок сидит, тоже синий .
Слайд 22Описание в сказе:
Описание бабки Синюшки: «Ростом не больше трех
четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и
сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место.
Слайд 23Символизм
Лес как символ запутанности и тайны жизни, включает дорогу, которая
приводит героя к Синюшкину колодцу.
Пауки : синенький паучок сидел
на паутине над колодцем бабки Синюшки. Они ведут к земным богатствам.
Счастливое число три - пёрышек, которые оставила Лукерья своему внуку как оберег: « не простые они, а наговорённые. Белое вот - на весёлый день, чёрное - на спокойную ночь, а рыженькое - на красное солнышко» – так расшифровал их смысл Илья.
Слайд 24Илья
Божественный младенец Илья – сирота, по словам автора, «парень ядреный
да могутный, крутой да веселый, - работа у него и
шла податно. Кончил работу - поел да песню запел, а то и в пляс пошел».
«Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался — всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось.
От отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок. Об этом и разговор сперва.
Вскорости умерла бабка… Остался Илюха один-одинешенек, сам большой, сам маленький.»
Слайд 25«Девчонка годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на
голове синий. И пригожая - сказать нельзя. Брови - дугой,
глаза - звездой, губы - малина, руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в ней лента синяя. Ну, вылитая та. Одна приметочка разнится: на той баретки синие были, а эта вовсе босиком»
Синюшка
Босые ноги девушки в синем платочке – деталь примечательная: так связь с землёй-матушкой даёт энергию воплощения.
Слайд 26Чему учат сказы Бажова?
Бажов ставит в сказах общие вопросы –
об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека,
об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою.
Слайд 27Вопросы:
Этот драгоценный камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах.
(Малахит)
В
неё превратилась Хозяйка Медной горы.
(Ящерица)
Этот мастер вызнал тайну цветка и
смастерил каменный цветов невиданной красы.
(Данила)
Его можно найти в тех местах, где плясала Огневушка.
(Золото)
Слайд 28Вопросы:
Прозвище старика, приютившего девочку-сиротку в сказе «Серебряное копытце».
(Кокованя)
У этой горы
нужно было искать камень для чаши Даниле-мастеру в сказе «Каменный
цветок».
(Змеиная)
Она стала хозяйкой малахитовой шкатулки.
(Танюша)