Слайд 1Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Урок литературы в
11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ
№ 46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.
Prezentacii.com
Слайд 2Цель урока
Проанализировать противоречивость оценок романа
Сопоставить оценки критиков со своим восприятием
произведения
Слайд 3А.В.Дружинин
Н.А.Добролюбов
Д.И.Писарев
Слайд 4Вопросы для сравнительной беседы
Как оценивается критиками время создания романа?
Как определяют
критики специфику проблематики романа Гончарова?
Как трактуется в статьях образ Обломова?
Каковы
различия в трактовке образа Андрея Штольца?
Слайд 5Оценка критиками специфики проблематики романа
Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь»,
«предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной
строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития».
А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной».
Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных».
Слайд 6Образ Обломова в русской критике
Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура,
без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в
своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»
Слайд 7Образ Обломова в русской критике
А.В.Дружинин: «Обломов любезен всем нам и
стоит беспредельной любви… Теперь над обломовщиной можно посмеяться, но смех
этот полон чистой любви и честных слез; о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».
Слайд 8Образ Обломова в русской критике
Д.И.Писарев: Обломов «олицетворяет в себе ту
умственную апатию, которой г.Гончаров придал имя обломовщины… Вся личность его
влечет к себе своею честностию, чистотою помыслов и «глубиною», по выражению самого автора, нежностию чувств; но в этой привлекательной личности нет мужественности и силы, нет самодеятельности… На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».
Слайд 9Русская критика об Андрее Штольце
А.Н.Добролюбов: «Штольц – человек деятельный, все
о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит
трудиться и пр. но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать ,– это для нас остается тайной… не он тот человек, который сумеет, на языке, понятной для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»
Слайд 10Русская критика об Андрее Штольце
А.В.Дружинин: «это человек обыкновенный и не
метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не воспроизводимое романистом в
идеал нашего времени, персонаж, обрисованный с излишней кропотливостью, которая все-таки не дает нам должной полноты впечатления».
Слайд 11Русская критика об Андрее Штольце
Д.И.Писарев: «Выработанность убеждений, твердость воли, критический
взгляд на людей и на жизнь и рядом с этим
критическим взглядом вера в истину и в добро, уважение ко всему прекрасному и возвышенному – вот главные черты характера Штольца. Он не дает воли страстям, отличая их от чувства; он наблюдает за собою и сознает, что человек есть существо мыслящее и что рассудок должен управлять его действиями», это – «тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей, обнаружившееся с такою силою в нашем обществе».
Слайд 12Домашнее задание
Написать сочинение по творчеству
И.А.Гончарова.
Обломов и Штольц.
Письмо Илье Ильичу Обломову
Роль «Сна Обломова» в композиции
и авторском понимании центрального образа романа.
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.